Какие храмы потерял Минск во времена БССР?

Просмотров: 1372Комментарии: 0

Храмы, соборы, церкви, костелы, базилики, кирхи — бесчисленное количество культовых сооружений, которые являются главными достопримечательностями того или иного места. Впечатляет не только их красота, но и способность выстоять: все захватчики, чтобы лишить народ духовной опоры, всегда стремились разрушить их в первую очередь. У Минска — своя карта гордости, на которой могло бы быть гораздо больше объектов, если бы не невзгоды истории. «Звязда» узнала, какие архитектурные сокровища потеряла столица в прошлом веке, что случилось с намоленными местами и следы утраченного величия еще можно отыскать в пейзажах современного города.

От монахов — офицерам. Затем — музыкантам?

Во время Великой Отечественной войны ни один столичный храм не был полностью разрушен: все повреждения можно было ликвидировать с помощью реставрации. Однако ликвидировать решили не разрушения, а сами, бесполезные в этот период с точки зрения прямого назначения, сооружения.

Так, в 1950 году был уничтожен костел святого Фомы Аквинского, который находился около современного здания Дворца Республики со стороны улицы Энгельса и был главным храмом монастыря доминиканцев. Как рассказал экскурсовод Алексей Завадский, его построили в самом начале XVII века — в 1605 году. Неподалеку, в устье Свислочи, находилась застава, где уплачивали так называемый «копытный сбор» за право въезда в город. На эти налоги и построили изысканный, красивый, но в то же время очень укрепленный костел. Ведь, помимо своей главной функции, он выполнял еще и защитную: толщина стен составляла 3 метра, были даже спроектированы специальные бойницы для пушек. Костел входил в оборонительный периметр: вместо городских стен использовались хорошо укрепленные каменные храмы, которые находились в разных концах города. И эта функция была отнюдь не формальной: при исследовании костела на его территории обнаружили большое количество человеческих останков, поврежденных холодным и огнестрельным оружием. В XIX веке доминиканцы за поддержку восстания 1831 года лишились места богослужений и костел был приспособлен под офицерский клуб.

Костел святого Фомы Аквинского

Костел святого Фомы (Томаша) Аквинского

Уже в советские времена, в 1926 году, здание в стиле барокко внесли в список исторических ценностей. Именно поэтому за повреждения, нанесенные ему во время войны, были выплачены немецкие репарации. Однако на восстановление храма эти деньги так и не пошли: изменился план города, на Центральной (ныне Октябрьской) площади должен был появиться монумент Сталину, а храм, по мнению проектировщиков, был не лучшим для него фоном. Поэтому за одну ночь архитектурный памятник уничтожили, а всего через несколько лет также под покровом темноты убрали и фигуру «вождя народов». К счастью, полностью уцелели подземные сооружения храма, которые сами по себе также являются ценностью. При возведении Дворца Республики они были законсервированы, так что при желании храм можно восстановить на том же месте. Кстати, проект уже существует. Он разработан Общественным объединением «Белорусское добровольное общество защиты памятников истории и культуры». Один из вариантов — задействовать его под светские цели, в частности, как «базу» для Президентского симфонического оркестра.

Местные: иудеи и мусульмане

Кстати, явление, когда на месте разрушенного храма так и не возникает новое сооружение, довольно распространенное. Так, до сих пор пустует территория, которую прежде занимала Холодная синагога: она появилась в Минске в конце XVI столетия и долгое время считалась самым старым каменным зданием в городе. В 1965 году она была уничтожена, остались только остатки фундамента под землей, так как якобы мешала строительству новой магистрали — дублера главного проспекта, по той же причине был снесен и целый район — старая Немига.

Синагога в готическом стиле получила такое название из-за своей значимости. Обычно иудеи делились на приходы по профессиональному признаку, но существовало несколько главных синагог, где все собирались вместе только во время больших праздников. Холодная — была одной из них: в остальное время она не обогревалась, поэтому температура здесь была действительно низкой. Всего же в начале XX века на территории Минска было 83 синагоги. Одной из самых интересных с архитектурной точки зрения являлась хоральная синагога на нынешней улице Володарского. Ее построили в 1906 году в нетипичном для Беларуси мавританском стиле. Формально в советское время она не была уничтожена, однако полностью потеряла свое религиозное назначение: сначала здесь разместился самый большой на тот момент кинотеатр, а после — драматический театр, который сейчас носит имя М. Горького. Как отметил Алексей Завадский, от необычного стиля сейчас ничего не осталось, а вот об истинном предназначении здания все же можно догадаться: на это указывают три характерных окна, расположенных на втором этаже.

Татарская мечеть

Татарская мечеть

А вот татарам, которые, как и евреи, поселились на территории Беларуси по приглашению великого князя Витовта, долгое время не разрешалось строить каменные храмы. И поэтому первая каменная мечеть появилась в Минске только в начале XX века — в 1901 году. Она выстояла в войне, но стала жертвой новой городской застройки: необходимо было строить ресторан возле гостиницы «Юбилейная». Восстановлена мечеть только в прошлом году — через полвека: практически в том же виде, только увеличенном в 4 раза, однако на новом месте — по улице Грибоедова. Туда же были перенесены камни, оставшиеся от разрушенной «предшественницы».

История в руинах

На территории Беларуси уживались представители как различных религий, так и различных христианских конфессий. В середине XIX веке напротив нынешнего универсама «Центральный» была построена лютеранская кирха в классическом стиле. Она сильно пострадала во время войны, и ее решили не восстанавливать. Снова вспомнили о минских лютеранцах в прошлом году, когда во время дорожных работ на улице К. Либкнехта нашли останки с кладбища района Немецкой слободы, которые сравняли с землей в 1970-е. Некоторое время городские власти не могли принять решение, что делать с останками, однако затем отвели им место на Северном кладбище, где сейчас установлен памятный знак.

Лютеранская кирха

Лютеранская кирха

Кстати, с кладбищем соседствовал монастырь бенедиктинок, который находился там, где сейчас Генпрокуратура и кинотеатр «Победа». Когда некрополь был закрыт в конце XVII столетия, то зданию монастыря пришлось «уснуть вечным сном» в 1960-е. В XVI веке на этом месте располагался кальвинский сбор — первый протестантский храм Минска. Отсюда пошло и надолго закрепилось и название улицы — Зборовая, сейчас — Интернациональная.

Еще до войны в 1936 году была уничтожена Казанская церковь, которая находилась на современной площади Мясникова. В народе она получила другое название — Железнодорожная, ее построили при поддержке представителей этой транспортной сферы. Это был один из первых масштабных подрывов исторических зданий на территории Беларуси, поэтому к его проведению готовились основательно: пригласили специалистов из Москвы и устроили «показательное выступление» для руководства республики, наблюдавшего за процессом с балкона Дома правительства. Территория, которая освободилась, пустует по сей день, однако увидеть церковь воочию можно и сейчас: ее «близнецы» в неовизантийском стиле украшают улицы Вильнюса, Риги и Талина.

А визитной карточкой Минска «для своих» до сих пор остаются остатки Архиерейского подворья. За Домом офицеров притаилось здание бывшего церковно-исторического музея, который примечателен наличием двух башен: православного и католического типа. Комплекс появился в Минске в начале XIX века после присоединения белорусских земель к Российской империи и создания местной епархии. После революции некоторое время здесь располагалось правительство Беларуси. В 1934 году в связи с возведением Дома офицеров подворье практически полностью было снесено, однако фундамент и несколько стен стали основой для нового сооружения.

Дарья Каско, 12 января 2017 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://www.zviazda.by/be/news/20170111/1484153551-yak-u-xx-stagoddzi-cyarpeli-za-religiyu-budynki