12 самых знаковых белорусских книг века

Просмотров: 1032Комментарии: 0

В конце года принято подводить итоги литературной жизни страны, определять, какие из новых книг больше понравились, какие из них мы возьмем с собой в год следующий, будем читать и перечитывать. Мы же предлагаем читателям «Звязды» обратить внимание не только на новые издания, увидевшие свет в этом году, но и вернуться к классике. В нашей золотой дюжине упомянем самые знаковые книги века — те, за которые действительно не стыдно белорусам и в которых проявился наш национальный характер, менталитет. Возможно, этот рейтинг будет немного субъективным, кому-то он напомнит школьную программу, но надеюсь, что большинство наших читателей все же обратится к указанным произведениям.

Почти 17 лет назад, в уже далеком 2000 году, «Звязда» проводила опрос среди своих читателей, чтобы определить знаковую книгу века. Тогда бесспорным лидером стала «Новая зямля» Якуба Коласа. Думается, без этой поэмы не обойдемся и в этом году: произведение действительно показывает особенности характера белоруса, его стремление получить свой кусок земли, на котором бы он стал настоящим хозяином. Мнению о принадлежности к месту, где родился, живет и работает белорус, продолжает соратник Якуба Коласа Янка Купала в драме «Тутэйшыя». Согласитесь, как и герой произведения Никита Зносак, многие белорусы сегодня не чувствуют и не понимают своей национальной принадлежности, не стремятся изучать историю. Не обойдемся в рейтинге лучших книг века без искусства «чистой красоты» — творчества нынешнего юбиляра Максима Богдановича. Его поэтический «Вянок» не только стал проявлением огромного таланта молодого творца, но и отметил его тонкий вкус и умение до деталей, мелочей продумывать и структурировать книгу поэзии.

Имя Симон у большинства любителей белорусской литературы ассоциируется с талантливым музыкантом-самородком из известной поэмы Якуба Коласа. Но здесь мы упомянем произведение другого автора. Мастер импрессионистической поэзии и прозы Змитрок Бядуля в своей повести «Салавей» сумел рассказать историю уникального актера крепостного театра, музыканта, способного досконально передавать «речь» зверей и птиц. Повесть привлекает не только сюжетом, но прежде всего мелодичностью языка и невероятным умением автора передавать в словах чистые эмоции.

Не обойдем мы вниманием и творчество Кузьмы Черного. Думается, его «Пошукі будучыні» многим помнятся еще со школьных лет. Этот автор — из тех прозаиков, кого можно читать и перечитывать, удивляясь мастерству подбирать слова, выражать глубокие мысли и размышлять о судьбах целых поколений. Вспоминаются также «Ніжнія Байдуны» Янки Брыля и неповторимые характеры сельчан, досконально вырисованные в этом произведении. Здесь же упомянем и басни Кондрата Крапивы. Остроумный юмор, ситуации, заимствованные из жизни, и невероятно наблюдательный автор. Эти короткие и смешные стихи актуальны и сегодня.

белорусских книг

Когда мы говорим о неповторимых героях, то нельзя не упомянуть Владимира Короткевича и его яркого персонажа Гервасия Выливаху из «Ладдзi роспачы». Импульсивный, смелый, искренний, самоотверженный, он не боится рисковать и до последнего отстаивает собственную позицию. Короче, Гервасий — не самый симпатичный герой всей нашей классики.

Нельзя считать, что белорусская литература — территория исключительно мужская. Женщинам здесь также хватает места и пространства для творчества. Здесь упомянем тонкую лирическую поэтессу Евгению Янищиц и первый том Собрания сочинений, который увидел свет в этом году, а также талантливую писательницу Людмилу Рублевскую с ее тетралогией о смелом Пранцише Вырвиче и мудром Варфоломее Лёднике. Если поэзия Янищиц привлекает прежде всего чувственностью, искренностью, открытостью, то проза Рублевской отличается выверенностью, точным историзмом и стремлением раскрывать сюжеты как можно более детально.

К творчеству Адама Глобуса в нашем обществе неоднозначное отношение. Кто-то его книги очень любит, а кто-то совершенно не принимает такой смелости и открытости, которые этот поэт и прозаик выражает в своих произведениях. Я себя назову, скорее, в числе первых. Ведь этот автор действительно показал, что белорусская литература — не только территория добродетели и скромности, что здесь разрешено намного больше, чем можно рассуждать шире и затрагивать самые интимные вопросы. Поэтому его «Толькі не гавары маёй маме» — сразу «да» нашей золотой дюжины.

Если бы Андрея Горвата не существовало, то его следовало бы придумать. Работал дворником в Купаловском, отличный колумнист, он уехал из Минска в дом своего деда в полесскую деревню. Его дневник «Радзіва Прудок» стал в этом году настоящей литературной сенсацией. Книга, на которую собирали деньги через краутфайдинговую платформу, — настоящий знак избранности, причастности к сообществу. А еще — это отличная медитативная проза, на которую действительно не жалко потратить несколько посленовогодних вечеров.

Марина Веселуха, 31 декабря 2016 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://www.zviazda.by/be/news/20161230/1483131246-12-samyh-znakavyh-belaruskih-knig-stagoddzy