Чем оживить обычный рассказ гида, есть ли среди экскурсоводов плагиат, сколько времени создают театрализованные экскурсии и какие для них самые интересные места в Беларуси? Об этом и не только корреспонденту «Звязды» рассказал Евгений Апанасевич, заместитель генерального директора «Беларустуриста», экскурсовод и создатель анимационных программ.
— Я начал проводить экскурсии с 2003 года, — вспоминает наш собеседник, который гидом объездил буквально всю Беларусь. — Сам родом из-под Будслава, а потому, разумеется, первых туристов стал водить по знаменитым костелам. Все делалось бесплатно. Я тогда даже не мечтал о том, что моя работа в будущем будет связана с туризмом. Гидов и туристов тогда было немного. Сначала я просто открывал дверь в храм, заводил группу, они смотрели интерьер, а я с ними беседовал. Уже потом начал серьезно готовиться, и многие непосредственно звонили в храм и просили, чтобы я провел для них экскурсию.
— Вам скучно на экскурсиях не было?
— Впервые скучно стало тогда, когда поехал помогать в Будслав еще одному экскурсоводу. По дороге слушал гида, стало скучно, и я начал засыпать. Возможно, на тот момент не хватало специализированной литературы, и поэтому экскурсовод говорил буквально все, что знал: о площади районов, которые мы проезжаем, о лесах, цветах и диких зверях... Однако целостной истории я не услышал. Я видел реакцию остальных туристов: им было интересно рассматривать пейзажи, но информация от гида проходила стороной. Как можно проводить экскурсию, если ты не видишь глаза, не чувствуешь реакцию туристов?! Это тоже самое, как если бы учитель весь урок сидел бы спиной к ученикам, смотрел на доску и что-то рассказывал. Примерно так для меня выглядела та экскурсия. И поэтому я решил, что когда сам буду возить экскурсии, все будет немного иначе.
— В этом смысле анимацию можно считать реанимированием классической экскурсии?
— Наверное, но это и хорошее дополнение к ней. Между прочим, каждый аниматор дает свое определение. Мне нравится ее называть театрализованной экскурсией. В анимации задействовано мало профессиональных актеров, но все равно это театр, хоть и любительский. Главное отличие в том, что в обычном театре люди — зрители, а у нас они еще и участники. Хотя в анимации тоже присутствует игра, эмоции, которые передаются зрителям. Самое главное, чтобы анимация раскрывала тему экскурсионного маршрута. Например, у нас разработана экскурсия «Шляхетская родословная», где герои в красивых восстановленных костюмах с первого пункта через сценки начинают все объяснять.
Сейчас мы уже имеем возможность посетить отреставрированные Мир и Несвиж, Залесье, а раньше могли увидеть только руины или закрытые двери, а людям хотелось большего. Поэтому анимация даже при закрытых дверях давала самое главное: человек видел, что здесь происходило в прошлом. Между прочим, хороший опыт при создании анимации дала историческая реконструкция, которой занимаюсь уже 10 лет.
— Если не ошибаюсь, самые известные белорусские пункты с анимацией — это те же Несвиж, Мир, Лида, Новогрудок, Минск...
— Из этого ряда выделю Лиду, где Геннадий Конон вместе с рыцарским клубом в замке создают удачные театрализованные представления. Самое известное из них — «Свадьба короля Ягайло». Отмечу также Любчу и Новогрудок. Много анимационных программ связано с Кревом, Раковом и Гольшанами, Ивенцом и Заславлем.
— Знаю, процесс обкатки программы очень медленный.
— Да, ведь сценарий, который рождается сразу, может несколько раз переделываться. Может пройти несколько репетиций, однако пока не поедут туристы, все окончательно не решится. Люди ведь тоже разные. В одной из анимаций есть сцена ареста шляхтича. Кто-то из туристов активно включается в процесс и начинает его отбивать, защищать, а кто-то просто стоит в стороне и молчит.
— В финансовом вопросе обычная экскурсия более привлекательна, чем анимация. Тем более сегодня, когда люди деньги экономят.
— Но они востребованы. Раньше люди ездили не столько посмотреть на какой-то объект, сколько ради того, чтобы встретиться с друзьями, посидеть на полянке, поужинать и погудеть... Сейчас подобное многим надоело, мол, я такое и дома могу устроить. Сейчас проводятся довольно захватывающие экскурсии, и многие хотят их посетить. А что касается цен, недавно нашим соотечественникам было многовато оплачивать в ресторане чек на 200-300 тысяч. Приблизительно в такие же деньги обойдется анимация. Многие прикидывают и решают вместо того, чтобы в выходной сходить в кабак, съездить в интересную поездку с анимацией, интересными историями, музыкантами и угощением.
Евгений Апанасевич (в центре) уверяет: анимация востребована в Беларуси
— Анимацию проводят преимущественно для белорусов?
— Не только. К нам приезжали и литовцы, поляки, россияне. А вот для иностранцев нужно делать что-то другое, чем для своих. Разумеется, патриотизм должен присутствовать, но не все гости могут понять нашу историю. Ее им нужно доносить так, чтобы не обижались, чтобы им было интересно. Ведь есть случаи, когда экскурсоводы режут правду-матку, а потом жалуются, что их не слушают. Есть экскурсия «Минск: история в лицах». Так вот на ней турист из соседних стран может увидеть и отличие от белорусов, и сходства. Объясняем русским, что такое Магдебургское право, рассказываем про шляхту. У многих из них шляхта ассоциируется исключительно с Польшей. Приходится доказывать, что она была и на территории современной Беларуси, и в Словакии. После этого начинают что-то понимать. Интересный случай был с итальянцами. Во время одной сценки, посвященной коммунистической странице нашей истории, мальчик-аниматор поднял над головой молот, а девочка — серп. И им это понравилось, ведь в Италии тоже знают, что такое социализм.
— Проблем, наверное, и в анимации хватает?
— Они есть. В том числе — нехватка кадров. За время проведения театрализованных экскурсий в Беларуси уже сменилось несколько составов аниматоров. Многие из них — студенты. Правда, многие взрослеют, создают семьи. Люди понимают, что анимацией зарабатывать можно, однако это преимущественно сезонная работа. Как зимой, например. Пошел снег — будут заявки, полил дождь — ничего не будет. Проблема остается и в понимании людьми того, что стоимость экскурсии с анимацией адекватна тому, что вы увидите. Тем более, если в ней задействовано 5-6 аниматоров, водитель автобуса, музыканты, гид — создатель программы.
— Евгений, а можно ли в Беларуси как-то запатентовать программу экскурсии, чтобы ею не воспользовался конкурент?
— К сожалению, авторское право на это у нас не распространяется. Я точно также могу сделать любую анимацию, которую создают мои друзья. Только зачем? Определенные элементы повторяются, однако экскурсия должна быть авторской. Хотя действительно у нас есть компании, которые подсматривают за нами, а потом на их сайтах мы видим почти полностью скопированные наши программы. Плагиат присутствует, но что с ним делать?
Тарас Щирый.
Места, которые стоит посетить
— Я посоветую съездить на Полесье, на Пинщину, в Кудричи. Особенно в то время, когда разливаются реки. Именно в этот момент можно понять, что такое море Геродота. Когда посетил те места, еще лучше понял произведение «Люди на болоте» Ивана Мележа.
9 июня 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/06/86791.html