Старинная мебель рода Бонч-Осмоловских в Пуховичском краеведческом музее деревни Блонь

Просмотров: 4467Комментарии: 0

В деревню Блонь Пуховичского района, в которой находится краеведческий музей, потомки рода Бонч-Осмоловских передали древнюю мебель. Все предметы — XIX века: обеденный и письменный столы, шкаф, зеркало и туалетный столик под него, два кресла, круглый столик, книжная полка и сундук. Удалось создать целую музейную комнату, соответствующую той эпохе...

старинная мебель

Из питерской коммуналки — в экспозицию

Известного в XIX веке дворянина Анатолия Бонч-Осмоловского когда-то выслали из Петербурга за участие в революционных волнениях. Своим новым местом жительства он сделал пуховичский регион, поселившись в деревне Блонь. Однако и здесь он не отказался от активной гражданской деятельности, его имение местные жители называли не иначе, как «гнездом революционной заразы»... Уже в Беларуси у известного революционера родились дети Иван, Ирина, Родион, Глеб. Именно последний, Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский, стал впоследствии знаменитым ученым, историком, антропологом.

В имении отца в Блони Глеб закончил школу, затем учился в Минском коммерческом училище и Минской гимназии. После этого молодой человек поступил в Петербургский университет — с тех пор северная столица России стала его вторым домом, там он провел большую часть жизни. После отца в этой квартире продолжал жить его сын Андрей, затем внучка Мария. Именно она, русская писательница, решила пожертвовать свое имущество ради создания музейной комнаты на родине знаменитого деда.

директор Пуховичского районного краеведческого музея Александр Пранович

Директор Пуховичского районного краеведческого музея Александр Пранович рассказал, что в прошлом году сам ездил забирать эту мебель из Санкт-Петербурга. Все предметы, по его словам, находились в питерской квартире типичной дореволюционной постройки: комната площадью 48 квадратных метров, с высоким потолком. «После революции богатых выселяли и их жилье отдавали простым людям, — объясняет Александр Пранович. — Когда я был в Санкт-Петербурге, очень удивился, что там много людей до сих пор живет в таких старинных домах, с общим коридором. Однако сейчас их чаще сдают приезжим, которым нужно временно снять жилье». Получается, что до того, как найти свое место в музее, раритетная мебель хранилась в обычной коммуналке.

Интересно, что в Питер эта мебель могла попасть из... Блони (где находится сейчас). На Пуховщину же, вероятно, ее могли привезти из Крыма. Оттуда происходила жена Глеба Бонч-Осмоловского. Она была актрисой, ее отец работал ректором местного университета — поэтому имелась возможность передать молодой добротно сделанные предметы для интерьера.

220 автографов на память

Раритетные предметы мебели — не единственная гордость Пуховичского музея. Директор отмечает, что есть у них экспозиция, посвященная Якубу Коласу, сделанная при непосредственном участии его сына Михаила Мицкевича. Есть отдельное собрание под названием «Литературная Пуховщина», в котором хранятся сведения о местных писателях. Не менее ценной представляется литературная комната Алеся Бачило. В нем собраны книги с автографами белорусских писателей, которые подписывали и дарили этому автору свои издания. Алесь Бачило дружил с Пименом Панченко, Нилом Гилевичем, Максимом Танком и многими другими. В начале 2000-х годов его сын Борис предложил отдать библиотеку отца. Часть изданий пошла в Заозерскую сельскую библиотеку, а наиболее ценные — более 220 книг с дарственными надписями авторов — в музей. Также Борис Бачило передал личные вещи отца, документы, фото.

экспозиция, посвященная Якубу Коласу

В музее в Блони хранятся особенные музыкальные инструменты — те, которые произвел самодеятельный композитор и мастер Всеволод Жуковский. Он обладал необыкновенным талантом и сам делал скрипки, белорусские цимбалы, лиры, дудки. На его инструментах играли «Песняры», ими пользовался оркестр всесоюзного радио и телевидения.

Знают ли парижане, где Лувр?..

Кроме перечисленных экспозиций, в Пуховичском краеведческом музее можно увидеть еще много увлекательного, например экспозиции «Знаменитые люди края», «В годы лихолетья», «Народный быт»... Имеет музей и четыре филиала, среди которых художественная галерея в Марьиной Горке. Однако Александр Пранович уверен, что нельзя успокаиваться на достигнутом и считать свое музейное дело сделанным. «Я не сторонник того, чтобы музей был статичным, чтобы всегда показывалось одно и то же, — говорит директор. — Экспозиция должна постоянно обновляться, дополняться. Ведь если один раз посмотрели — в следующий уже может быть неинтересно. Хоть и сложно, мы стараемся обновлять свои выставки, создаем специальные музейно-образовательные программы... Сидеть в музее и ждать, пока придут посетители, — это не выход». Сотрудники сами выезжают в школы, организовывают там музейные уроки, выставки, встречи с интересными людьми.

деревня Блонь на карте

Изображение сервиса «Яндекс. Карты»

В качестве примера отличной музейной работы Александр Пранович вспомнил обновленную экспозицию в музее Янки Купалы. Там многое демонстрируется виртуально. Экскурсовод носит с собой планшет. А по стене словно живой ходит Янка Купала и читает свои произведения, отрывки из писем. Благодаря такой подаче удается окунуться в окружение прошлого времени, почувствовать дух поэта и его слова.

Однако не все зависит от качества экспозиции и ее подачи, считает директор: «Дети заканчивают школы, а дальше у них уже совсем другие интересы — многие ли из них в зрелом возрасте продолжают посещать музей?.. Не думайте, что в Париже много парижан ходит в Лувр. Спросите у француза, где он находится, — могут и не знать. В Минске, например, не все горожане ответят, где находится Национальный художественный музей. Так и у нас, поэтому посетителей приходится завлекать».

Нина Щербачевич. Пуховичский район, 19 мая 2014 года. Источник: газета «Звязда»,

в переводе: http://zviazda.by/2014/05/41186.html