Светлана Чертович, мастер участка полиграфического предприятия «Красная звезда», которая вот уже почти двадцатилетие отвечает за издание книг специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля — для людей с нарушениями зрения, рассказала о секретах этой полезной работы.
– Сначала объемы работы были небольшие, мы готовили книги шрифтом Брайля без изображений. Но были такие годы, когда выходило много книг — по 15-20 наименований, — рассказывает специалист. — Когда только начинали работать с издательством «Народная асвета», то готовили учебники для начальных классов, они просты по своему исполнению и содержанию. Сейчас работаем над учебниками по математике для 9 и 10 классов. Считается, что это очень сложные издания: здесь много схем, рисунков, формул.
Как же делаются эти необычные книги? Начало работы ничем не отличается от привычных изданий. Оригиналы текстов предоставляет издательство, операторы полиграфпредприятия осуществляют набор в специальной программе. Потом — вычитка, правка. Только после этого специальная программа переводит текст в шрифт Брайля. Он требует и специфической верстки страниц: в строке должно быть 30 знаков, а на странице должно размещаться не более 25 строк. Так привычный объем издания на бумаге увеличивается в несколько раз. Например, учебник математики для 9 класса состоит из 12 брайлевских книг, каждая из которых содержит от 130 до 170 страниц. Примечательно, что самая первая книга учебника выпускается последней: по международным стандартам именно здесь должно печататься содержание всех брайлевских книг, входящих в издание.
Рельефно-точечный шрифт Брайля, разработанный для людей с нарушениями зрения
Так, набранные брайлевским шрифтом и сверстанные страницы сначала выводятся на металлические пластины с помощью специальной машины «Пума». Вот сейчас их читает незрячий корректор. Потом пластины с уже исправленными ошибками (их правят молоточком, который «застукивает» на металле ненужные точечки) поступают на участок, где на машине «Титан» брайлевский текст переносится на бумагу с помощью давления. Затем отпечатанные, но на самом деле оттисненные, страницы переплётчица вручную собирает в тетради, переклеивает и переплетает в книги.
– Тираж издания (а они обычно небольшие — примерно 30-45 экземпляров) может быть переплетен нашим специалистом за два часа, — говорит Светлана Чертович. — Это ручная работа, и ее никак нельзя заменить машинной: точки, оттесненные на бумаге, при механизированном переплете могут быть повреждены. При чтении человек может не понять содержания.
На машине «Титан» брайлевский текст с металлических пластин переносится на бумагу с помощью давления
Чрезвычайно интересна и технология изготовления объемных изображений для брайлевских книг. Они выполняются на специальном материале — полистироле. Делается это так: сначала страницы печатаются на пленке-негативе, потом изображения с них переносятся на фотополимерные пластины. Позже их наклеивают на специальные фанерные дощечки, и в таком виде на специальном аппарате они проходят вакуумную формовку на полистироле.
Фотополимерные пластины хранятся на полиграфпредприятии очень долго. Во-первых, они очень дорогие, а во-вторых, наличие пластин позволяет в любой момент повторить тираж изображении на полистироле.
По технологии прохождения всех этапов тираж книги шрифтом Брайля может быть подготовлен за месяц. Если много изображений — ко времени изготовления добавляется еще неделя.
Директор полиграфического предприятия «Красная звезда» Владимир Лобач добавляет:
– За двадцатилетие, что мы работаем с изданиями шрифтом Брайля, подготовили в таком формате более трех десятков классических произведений художественной литературы. Это и «Тихий Дон» Шолохова, и романы Жюля Верна, и классика на белорусском языке. Оборудование, на котором готовятся такие издания, очень дорогое, уникальное. Книгами шрифтом Брайля интересуются многие, но не все понимают, что их производство — дело недешевое. Стоимость одного такого издания — более миллиона рублей. Лучше бы они были не востребованы, лучше бы все дети и взрослые видели и читали обычные книги. Но жизнь такая, что даже в зрелом возрасте люди теряют зрение. Поэтому наша работа — важная и даже необходимая.
Марина Веселуха. Фото Сергея Никоновича, 2 апреля 2016 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://www.zviazda.by/be/news/20160402/1459544555-yak-drukuyuc-knigi-shryftam-braylya