Белорусский обряд «Отъезд жениха»

Просмотров: 1990Комментарии: 0

Обряд «Отъезд жениха». Подготовка жениха перед отъездом к невесте сопровождалась многочисленными ритуально-магическими действиями. Умывшись ключевой водой, принесенной с вечера, жених одевался в подготовленную к свадьбе одежду (обычно это были светлые штаны и светлая рубашка с ярким орнаментом на груди и рукавах), подпоясывался широким поясом.

* Утром в дом к жениху приглашали самых близких родственников: теть, дядей, крестных родителей, дружков (шаферов). Жениха сажали на «престол» — короб с рожью. В этот момент крестная мать или сестра жениха трижды выстригала ему на затылке крестообразно несколько волос. В некоторых регионах волосы не выстригали, а обжигали на висках громничной свечой (опять-таки крестообразно). Все эти действия символизировали ритуальный переход жениха «из ребяческого состояния в мужскую славу» (сравните: ритуальный постриг происходит в храме во время посвящения послушника в монахи, а также в момент крещения).

* Сваты и дружки молодого собирали «проезжий чемодан» — своеобразную «скатерть-самобранку», который будет самым чудесным образом помогать побеждать «неожиданные» препятствия на пути свадебного поезда и по дороге к невесте, и по дороге домой после венчания. С собой брали несколько бутылок водки, домашнее печенье, мед, деньги, закуску для тех, кто будет «ловить зайца» — перегораживать дорогу молодым.

* Далее родители ставили в центре дома стол, застилали его белой скатертью, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал рушник, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громничную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а «громницу» сват брал с собой, чтобы защитить свадебный поезд в пути. Затем гостей приглашали за стол, звучали пожелания, песни.

* Все вместе выходили на улицу и садились в телеги: на первом сидел жених, крестные родители, сваты, на следующей — сестра с елкой или свадебным деревцем и хлебом-солью, на остальные телеги садились родственники и дружки жениха, музыканты. Кортеж направлялся к дому невесты.

В Беларуси имел место и такой обычай, когда жених и невеста ехали в церковь по отдельности и до венчания не встречались. Такой «порядок» был заведен на свадьбах городской интеллигенции католической конфессии.

Янка Крук, Оксана Котович, 8 августа 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/08/95378.html