В детстве я мечтала стать актрисой, но мечта не сбылась. Тогда я сильно об этом жалела. Ведь еще не знала, что, чтобы сниматься в кино, необязательно иметь актерское образование. Достаточно одного звонка по объявлению, и я — актриса массовых сцен.
...Объявление о наборе актеров массовки в фильм о Валентине Толкуновой я увидела в интернете, но сначала пропустила. Потом вернулась и подумала: почему бы и нет? Вот так неожиданно я попала в кино. Да не к кому-нибудь, а к знаменитому режиссеру Александру Ефремову.
«Вы будете... просто женщиной»
Примерку костюмов назначили на 17 часов. В это время в фойе столовой завода имени Вавилова уже собралось около десятка человек — в основном женщины среднего возраста и молодые мужчины. Через полчаса к входу подъехал белый микроавтобус, из которого начали выносить набитые одеждой чемоданы, шубы и пальто.
Никогда бы не подумала, что в заводской столовой может располагаться целая киностудия со съемочными павильонами, костюмерной и гримерной. Здесь, в таком же фойе перед входом в костюмерную, ждали еще с десяток человек. Все обсуждали съемки и проекты — было видно, что здесь собрались постоянные участники съемок. Для некоторых это реальная возможность пополнить свой бюджет.
Наконец из дверей костюмерной со стопкой бумаги в руках появился Слава — тот самый мужчина, с которым я разговаривала по телефону. Слава назвал фамилии, и несколько женщин из толпы исчезли за дверью костюмерной. Вызывали по какому-то странному принципу: жены военных, военные, музыканты, дети... Слава оправдывался: все решают костюмеры, подбирают каждый элемент одежды, чтобы соответствовал эпохе!
– Ради секунды в кадре шарф половину дня подбирать надо! — возмущался какой-то мужчина.
Наконец после трех часов ожидания взгляд Славы остановился на мне.
– Вы будете здесь, — ткнул он пальцем в графу таблицы, которую держал в руках. Там был перечень ролей: «жена военного», «женщина»... Я — просто женщина.
Главное — чтобы костюмчик сидел
В костюмерной было как в магазине: повсюду развешана верхняя одежда, в центре — нагромождение обуви разных времен, моделей, цветов и степени изношенности. «Примерялись» одновременно несколько человек. Руководили процессом три костюмерши, а также маленький худой мужчина, весь в черном, с всклокоченными волосами. Мужчину звали Александр, и он здесь был главный. Довершало образ главного костюмера то, что он с усталым видом сидел на стуле у выключенного ноутбука и пил чай, иногда отдавая замечания по поводу внешнего вида кого-то из актеров.
Меня начали одевать «на 1974 год»: выдали зеленое пальто, светло-коричневые сапоги на каблуке, разъеденные солью, и смешную лохматую шляпу.
– Прекрасно! Семидесятые — это проникновение в повседневную одежду ярких цветов, экстравагантных моделей! — удовлетворенно оценил мой образ Александр.
Но оказалось, что меня отобрали не для сцен 1974 года, а для сцен 1992-го. Пришлось переодеваться. Новый костюм состоял, как ни странно, из тех же сапог, светлого полушубка и каракулевой шляпы палевого цвета. Образ готов.
Выучить афишу и... бежать
Завтра в 13:30 мы начали собираться у здания филармонии. На нем уже висели афиши с портретом женщины, похожей на Валентину Толкунову, на которой значилось: «Концертная программа "Сорок пять". Алевтина Толкачева. 12, 13, 14 января 1992».
Мы вышли «на старт». Девушка с красивым именем Агата, держа в руках мегафон, раздавала указания: кому, как и в какой момент появляться в кадре. Мне дали партнера, с которым мы должны были по отмашке Агаты бежать к филармонии и заходить внутрь.
...К зданию двинулась женщина с цветами. На ступенях филармонии молодая женщина спрашивала, есть ли у кого лишний билетик. По сигналу к филармонии зашагала группа из парня и двух девушек, которые держали его под руки. Отмашка Агаты — и в кадр вышла женщина, которая стояла около нас. Следующая отмашка — выбежала я, вместе с партнером. Все скрылись в дверях филармонии, и услышали команду: «Стоп! Дубль». Так мы отбегали несколько дублей. Наконец — перерыв и возможность глотнуть чаю. Потом — новая сцена.
«Вы же не за колбасой бросаетесь!»
Но оказалось, это еще не все. Агата приказала отобрать из массовки «самых молодых», в число которых попала и я. Нам раздали открытки для автографов, цветы. Мы — «фанаты», которые ждут, когда подъедет любимая «звезда».
Камера. Мотор. Из-за угла здания показалась белая «Волга». Мы с криками бросились к ней. «Алевтина! Дайте автограф! Мы вас любим! Куда же вы, Алевтина? Вы — лучшая!» — в восторге визжала толпа из десятка девушек и одного парня. Алевтина (актриса Ольга Фадеева) вышла из машины, улыбчивая, неземная, красивая — настоящая «звезда». Но мы не успели к ней прикоснуться, как нас со словами «Все после концерта» оттеснил продюсер...
– Молодцы, все хорошо поработали, спасибо вам! — сказал Александр Ефремов, и мы, замерзшие, бросились в автобус переодеваться и сдавать реквизит.
Диана Середюк, 2 марта 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=109365&idate=2013-03-02