Дауншифтеры: собственный домик на Гоа или на хутор под Воложином?..

Просмотров: 6396Комментарии: 0

В Беларуси, как и во всем мире, начали появляться дауншифтеры — люди, которые добровольно отказываются от блестящей карьеры, хорошего заработка и всех благ городского жителя ради того, чтобы бросить все и уехать жить куда-нибудь на природу, на экзотический остров или просто на хутор. Они сдают в аренду свои городские квартиры и на эти средства отправляются в Индию или, наоборот, забираются в самую глушь белорусских деревень.

В мире такое явление называется "дауншифтинг" — от английского "down shift" — "перемещаться вниз". Одними из самых больших его сторонников являются итальянские бизнесмены, которые продают шикарные квартиры и доходные предприятия в Милане, Риме, для того, чтобы получить новый уровень "люкса" — размеренная, спокойная жизнь в глубинке. Если подумать, это действительно роскошь — позволить себе домик за городом и отказаться от наполненной стрессами жизни в мегаполисе.

В английском языке — а именно отсюда в наш словарь приходят термины, отражающие новые жизненные реалии, — есть понятие lateral living: желание получить больше от того, что имеешь, чем биться в агонии и гоняться за тем, чего не сможешь достичь.

Итальянская пресса приводит много примеров своих соотечественников, которые не побоялись таких радикальных изменений. Одна 36-летняя итальянка променяла перспективную карьеру в Турине на бунгало собственного мини-курорта на заброшенном острове на Филиппинах.

Вторая дама вернулась из неприветливого севера Италии на юг, в родную Пулию, где сейчас с удовольствием копается в земле на собственном огороде и с успехом ведет дела своего нового предприятия с видом на море.

Довольно крупный итальянский банкир также начал вести финансовые дела не из Милана, а из... Филиппин, где живет одиннадцать месяцев в году, и еще месяц проводит в швейцарском городке Лугано, расположенном на берегу одноименного озера, — ездит туда "проветриться".

И итальянцы не единственные, кого из европейцев потянуло на свежий воздух альпийских лугов и экзотических островов, подальше от душных мегаполисов. Во Франции "дауншифтеров" называют neo-ruraux: и они возвращаются к земле, к истокам.

Белорусы тоже чувствуют мировые "мейнстримы" и иногда позволяют себе роскошь променять шум столицы на покой безмятежного оазиса. Несколько знакомых мне студентов — не один и не два — терпеливо собирают деньги на поездку в Индию. А потом некоторые из них, бросив все, отправляются обретать гармонию в буддистских храмах, искать романтику пестрых индийских базаров и просто общаться с теми, кто решил потерять себя и одновременно найти на песчаных берегах под восточным солнцем...

Друг одного моего знакомого, живущего в Москве, сдал свою столичную квартиру в аренду и отправился жить на экзотический остров Гоа в Индии. Он решил, что не стоит всю жизнь копить деньги на маленький домик с бамбуковой крышей на воде и тратить свою молодость в офисе, если можно уже сейчас уехать на Лазурный берег. Он стал дауншифтером — за арендные деньги открыл себе райскую жизнь. Квартиру в российской столице он сдал за тысячу долларов. А жизнь на Гоа оказалась гораздо дешевле!

Небольшой скромный дом можно снять всего за 80 долларов. Еда, напитки, одежда, по его словам, стоит совсем копейки. Завтрак в кафе обойдется в 1-2 доллара, обед и ужин — 3-4. А заказать свежую рыбу целиком или тигровые креветки можно за 6-10 долларов.

Этот остров — излюбленное место и модной сейчас поэтессы Веры Полозковой. Она даже посвящает ему стихи: "Чему учит меня Гоа, мой свет?" Сюда едут за спокойствием, за тем, чтобы, избавившись от повседневной суеты, попытаться найти себя.

Есть и другой способ убежать от навязчивого шума крупных городов, больших скоростей и тотального отсутствия времени. Сегодня некоторые белорусы продают свои шикарные городские квартиры и начинают жизнь с нуля на каком-нибудь заброшенном хуторе. Моя бабушка живет в небольшой деревушке недалеко от Воложина. Там как-то появился один респектабельного вида столичный житель, присмотрелся и переселился жить, бросив в Минске жену и детей. В деревне он нашел себе новую музу с детьми. И, наверное, не в любви было дело: она и в обхвате в два раза больше него, и не то чтобы хорошая хозяйка. Последний раз видела этого новоиспеченного туземца, когда он вилами забрасывал в молотилку комбайна ржаные снопы...

А чем плохо жить на селе такому мужчине? С утра в тенистом саду пиши себе книги-мемуары, после вали деревья на местной лесопилке, а вечером за небольшое вознаграждение води по окрестностям туристов. Вот вам и пример успешного дауншифтинга, еще и на фоне мирового кризиса.

домик под Воложином

К слову сказать, выращивая овощи на собственном подворье, можно значительно сэкономить финансы, да и в качестве продуктов сомневаться не придется — "все свое". И никаких тебе стрессов и затяжных депрессий — сплошное единение с природой и гармония с собой!

Наиболее резвые, но пока не готовые к таким радикальным переменам белорусы тоже "держат руку на пульсе" и ищут свои райские уголки. Они активно скупают заброшенные усадьбы в глухих деревушках и делают там дачи. А те, кто ранее продал дома родителей за бесценок, сейчас кусают локти, ведь очевидно, что земля скоро будет самой привлекательной ценностью, особенно если "старый бабушкин дом" расположен вблизи центральной трассы, ведущей в столицу или другой областной город, пусть и за сто километров.

В упомянутой деревне дачники активно скупают, на первый взгляд, никому не нужные дома-развалины и делают из них "конфетку". По отделке таких домов видно, что владельцы могли позволить себе приобрести что-то гораздо более близкое к Минску, однако их привлекла глушь. А те, у кого дом стоит на берегу пруда, а с другой стороны открывается вид на лес, так и вообще днюют и ночуют на даче всей семьей. Сейчас столица для них — лишь временный перевалочный пункт...

Некоторые белорусы стали настоящими дауншифтерами с местным колоритом: они отремонтировали себе старинные усадьбы в глубинке и сейчас предлагают туристам то, чего не добудешь на южных курортах — экзотику национальную. С того и живут.

Усадьба "Мартинова Гусь" в воложинском округе является и музеем, и жилым домом для семьи известного историка и собирателя национальных белорусских блюд Алеся Белого. Хозяин щедро угощает заезжих гостей теми колоритными блюдами и напитками, которые когда-то употребляли литвины. Национальная кухня на лоне живописной природы — его постоянный заработок.

В этом же районе находится агроусадьба под названием "Хутор Шабли", где иногда проводятся этноконцерты. Это любимое место тусовок наших известных рок-музыкантов. "Концерт на траве", наверное, привлекает больше, чем привычные пляски в тесном клубе.

В тех же воложинских местах в поселке Ивенец действует дом-музей художника и резчика по дереву Апполинария Пупко. Его дочь и зять зарегистрировали дом как агроусадьбу. Сейчас живут там припеваючи, — на свежем воздухе, среди красивых родительских раритетов. Еще и туристов заманивают...

Вот вам и новое качество жизни! А что может рассказать о своей заполненности времени тот самый "офисный планктон"? Кто-то из иностранцев сказал: "Мы работаем по восемь часов в сутки, чтобы стать начальниками и работать по двенадцать". И ради чего? Чтобы не иметь свободного времени, а через пару десятков лет развести руками и сказать: "А что я видел в своей жизни?" Иметь время на себя, любимого, в нашем быстром мире — это самая настоящая роскошь.

домик на Гоа

Стоит вспомнить и про еще один расслабленный стиль жизни, появившийся в Беларуси. О нем мне сообщила одноклассница Вера, которая рассказала историю своей родственницы: "Моя двоюродная сестра имела все: была красивой, училась в Лингвистическом университете. И осведомленностью выделялась: хорошо знала, что следует брать от жизни, — часто ездила на зарубежные стажировки. Но однажды ее родные стали замечать, что их девочка слишком задерживается, гуляя в лесу (их семья живет на окраине провинциального города) — шишечки собирает, с белочками беседует. Да пока сообразили, что к чему, уже было поздно, да и играла она не одна... Ее сопровождали друзья и подруги-"анастасийцы". Так и проморгали девушку", — подытожила Вера и развела руками.

Это движение возникло под влиянием книг под названием "Анастасия", пару из которых и я читала в свое время. В них культивируется абсолютное единение с природой.

Сейчас "анастасийцы" организовали свое поселение в лесу под Витебском. Туда уехала жить и эта родственница Веры, бросив столицу, перспективную карьеру. Звала она с собой и любимого парня, однако тот отмахнулся от нее, как от сумасшедшей. Там она и вышла замуж за мужчину гораздо старше. Родные ездили ее навещать, вместе водили хороводы в лесу... 

Пока одни "парятся" в душных офисах и своих тесных квартирах, терпеливо откладывая деньги на короткий летний отпуск, другие сдают свои "коробки" в аренду и, перечеркнув все, уезжают жить на экзотические острова. А другие добровольно "соскакивают" с перспективной карьерной лестницы и переселяются в глушь, где осваивают основы огородничества или своими руками реставрируют старинные усадьбы в воложинской глубинке... Как считаете, кто из них больше удовлетворен собственной жизнью?

Нина Щербачевич, 24 мая 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=97522