Древний Египет: мумии молчат — говорят папирусы

Просмотров: 4480Комментарии: 0

В нашем городе зима. Опусти глаза — и увидишь снег, серое месиво, утоптанное тысячами ног. Посмотри на небо — дымное, свинцовое, неуклонно темнеющее к пяти часам дня. Подыши на замерзающие ладони, вбейся в чрево автобуса и утешь себя мыслью о чашке чая, о диване, о клетчатом пледе — словом, о том, что ждет тебя дома и что помогает перебиться до весны. А если вы, мой друг, мечтатель, давайте помечтаем вместе. О солнце, о неправдоподобно синем небе, о реке, величаво несущей свои воды мимо плодородных долин. О, там никогда не бывает холодно! Давайте помечтаем об удивительной стране, которая отсюда, из нашего зимнего далека, кажется раем, — о Египте.

Что первое приходит нам на ум, когда мы думаем о Египте (кроме, разумеется, того, как там дешевы кожаные куртки, обувь и золото)?

Нил.

Пирамиды.

Сфинкс.

Тривиальный набор, не правда ли? И эти странные существа на стенах и вазах: голова зверя, тело человека. Лицо в профиль, тело — анфас. Можно позабавиться, можно восхититься, но как же трудно представить, что они имеют какое-то отношение к нам, европейцам, живущим сейчас, почти шесть тысячелетий спустя.

В самом деле, при чем к нам Нил? На самом деле очень даже при чем. Именно Нил породил те отрасли знания, без которых современная жизнь немыслима.

Представьте себе, что каждую весну ваше жилище будет окружено водой. Придется изрядно напрячь умственные способности, чтобы не только обезопасить себя, но и обратить эту прихоть природы на пользу людям.

Отсюда берет свое начало не только инженерия и архитектура (деревянные домики будут сразу же снесены разливом), не только землемерие (надо знать, где граница между участком своим и участком соседа), но и астрономия, календарь и, разумеется, математика, словом, НАУКА. Именно в этой стране впервые возникла каста людей, занимающихся наукой профессионально, — жрецы. Не случайно один из главных египетских богов — бог Тот с головой ибиса — ведал наукой. Были в Египте и своеобразные академии наук, «скриптории», где египетские жрецы создавали свои математические и медицинские концепции. Некоторые из них дошли и до нас. Большой медицинский папирус Эберса, например, где впервые в истории человечества изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце, или папирус Эдвина Смита, предметом исследования которого является мозг.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела и наоборот.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи.

У древних египтян существовали специальные медицинские справочники по диагностике, лечению и применению лекарственных средств, по анатомии, женским болезням, книги для дантистов, хирургов и ветеринаров. Сохранились фрагменты копий этих текстов, и можно с уверенностью сказать, что древнеегипетские врачи часто обращались к ним в процессе лечения и приготовления лекарств.

Египетских докторов учили прежде всего определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались содержать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает.

Некоторым больным, подвергшимся хирургическим операциям, давали обезболивающее средство, например опиум, который привозили с Кипра.

Важную роль в лечении заболеваний играла религия. Особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Некоторые египетские божества считались покровителями медицины и здоровья, например Тот, Исида и Имхотеп.

Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение.

Но искусство лечить было для египтянина все же второстепенным. Гораздо более важным было для него искусство умирать.

Судьба человека после смерти — кто не ломал головы над этой проблемой! От нашего первобытного пращура, поклонявшегося душам умерших, и до русского философа Н. Федорова, который впрямую ставил вопрос о воскрешении предков. От Эпикура, считавшего, что смерти вообще нет, и до белорусского крестьянина, который представлял душу чем-то материальным, осязаемым, вроде пара, выходящего изо рта человека при дыхании.

Египтянин незыблемо верил в загробную жизнь, в «ка», посмертного человеческого двойника, судьба которого напрямую зависит от судьбы тела. Если тело будет сохранено должным образом, если близкие хорошо позаботятся о нем, если соседи принесут дорогие дары — утварь, драгоценности, оружие, если жрецы без устали будут читать заупокойные молитвы, а на стенах гробницы художник изобразит сцены из жизни покойника — тогда во тьме замурованной пирамиды «ка» будет жить своей обычной жизнью среди оживших фресок и любимых вещей. Если же тело будет заброшено, то участь «ка» незавидна: его съедят загробные чудовища. И вот по десять лет тащат рабы плиты из гранита и мрамора, делают кирпичи из нильского ила, а после по двадцать лет строят усыпальницу Хеопса или Джосера, а сам фараон присматривает за их работой и дает руководящие указания. А когда умрет фараон, в дело вступают бальзамировщики. Теперь-то мумия фараона может быть спокойна: она переживет тысячелетия. Но есть еще одна тонкость. Даже самые крепкие стены гробницы, даже самый роскошный саркофаг, даже самые добросовестные жрецы и бальзамировщики не спасут «ка», если оставшиеся в живых забудут имя покойного («рен»). Поэтому и выбивают на стенах усыпальниц имена да заодно и рассказы о том, что за человек он был, какие дела творил, на ком был женат, в каких битвах участвовал.

Так рождаются «Тексты пирамид», первый опыт человечества в жанре биографии.

Но смерть смертью, а жизнь жизнью. И жизнь эта была продумана до тонкостей и строго упорядочена: недаром египтяне были превосходными математиками. Посмотрите на их рисунки — это царство симметрии. Такими же были и их дома. Уже в самые отдаленные эпохи египтяне практиковали постройку четырех— и пятиэтажных зданий. Входная дверь находилась высоко в стенке, вероятно, из-за летних разливов. Через эту дверь хозяин попадал во внутренний дворик, с него по ступеням на галерею, а уж затем — в башню, где находилась его опочивальня. Убрана она была прихотливо и роскошно, и все — занавеси, ковры, ставни — было приспособлено для того, чтоб жар африканского солнца не проникал в комнаты. По всей галерее расставлялись пористые глиняные кувшины с водой. Испаряясь, она охлаждала воздух.

За домом располагали сад с аллеями, бассейнами, насосами для орошения. Далее шли обширные амбары, скотные дворы. На одной из гробниц при перечислении богатств усопшего упомянуто, что у него было 122 осла, 1200 коз, 1500 свиней. А далее — ульи, ведь именно египтяне научили мир пчеловодству. И прекрасно оборудованные птичьи дворы, где не было разве что птичьего молока, зато был прибор для искусственного высиживания яиц — инкубатор по-нашему. Право же, приятно посидеть на траве, посмотреть на пчел, послушать кудахтанье птиц да выпить пивка (именно благодаря египтянам люди узнали рецепт этого напитка). Кому не понравится провести так летний вечер? Видимо, за пять тысячелетий человек не так уж сильно изменился.

А что в это время делала хозяйка? Ну конечно же, прихорашивалась! До нас дошло бесчисленное количество сундучков, ларчиков, литых и металлических зеркал, опахал, туалетных принадлежностей, украшений, которые носились даже на бедрах в виде тонких золотых цепочек. Надо сказать, что видны они были хорошо: одежды женщин были хоть и длинны, но предельно легки и прозрачны, что обусловливалось раскаленным воздухом. А дома египтянки ходили нагими, увесившись ожерельями, браслетами и покрыв голову щегольскими уборами. Много времени тратили они на косметику: красили черным брови и ресницы, а под глазами рисовали широченные зеленые круги. Не меньшее внимание уделялось рукам и ногам: их египтянки красили охрой, а ногти белили. Эта эстетика кажется нам несколько странноватой, но, с другой стороны, разве не странно видеть на ногтях современных барышень ультрамариновый или изумрудный лак?

Представьте, как гордо шла по улице Александрии египетская красавица, тщательно накрашенная, тщательно причесанная, в длинной прозрачной рубахе на бретельках и широкой пелерине из золота и разноцветной эмали. Именно такую пелерину жаловал царь своим особо отличившимся подданным. Это было национальное украшение, которое одинаково носили и мужчины, и женщины.

Кстати, одежда мужчин отличалась большей простотой: часто она состояла из куска ткани, который висел спереди, прицепленный за пояс, или пропускался между ног и закреплялся на задней стороне пояса. А простолюдины часто игнорировали даже такую, весьма символическую одежду: они нередко довольствовались чем-то вроде короткой майки, доходившей до середины живота, оставляя остальное открытым.

Несмотря на эту видимую простоту нравов, египтяне были очень семейственны, добропорядочны и чадолюбивы. Хотя чадолюбие тоже имело разумный предел: и мужчины, и женщины умело пользовались достаточно большим арсеналом противозачаточных средств.

Свободное время они проводили так же, как и мы. Очень любили читать: несмотря на то, что в египетском алфавите было около 600 знаков, вся страна была поголовно грамотна. Правда, у них не было телевизора... Зато чего стоили мистерии Осириса, праздновавшиеся восемнадцать дней. Там было все! И пение, и танцы, и оркестр из сотен арф. А в Ночь капли (празднество в честь разлива Нила) весь Египет выходил на улицы, жег потешные огни, фейерверки, иллюминацию на лодках, которые плыли, искрясь и переливаясь по черной, дышащей теплом великой реке...

Что ж, мой друг, кажется, наша остановка. Выходят ли впереди? Ничего, что в ответ огрызнулись: человек устал, наверное, битый час едет в автобусе, в то время пока мы с вами путешествовали по Египту. Улыбнемся ему. Может, и он улыбнется нам в ответ.

Вот уже виден ваш дом, и в окне зажжен свет: вас ждут с ужином и улыбкой. А я прощаюсь с вами. Ненадолго. До встречи... в Вавилоне!

Ваш гид Ольга ТИМОФЕЕВА.

Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.