Как Анатолий Федорук «открывает» для нас древние усадьбы
В Новом замке Гродно состоялась презентация книги профессора Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктора биологических наук Анатолия Федорука «Старинные усадьбы Гродненщины». Автор рассматривает художественные стили в усадебном зодчестве и садово-парковом искусстве, представляет историю усадеб и их владельцев, характеристики жилых, хозяйственных и культовых зданий, парков и водных систем, усадебную культуру, рассказывает об особенностях ведения хозяйства и современном состоянии этих объектов.
Исторические достопримечательности будто возвращаются к нам из небытия — благодаря многолетней, самоотверженной работе Анатолия Федорука. Причем это не просто констатация того, что потеряно и осталось, а прежде всего обращение к нашим современникам. Чтобы они знали, ценили свое наследие и сделали все возможное для его сохранения и возрождения.
— Анатолий Тарасович, древние усадьбы Беларуси вы изучаете уже более 40 лет, причем, так сказать, на общественных началах. Как это удается и что дает силы на такую огромную работу?
— Я десятки раз слышал: «Зачем он ходит по этим руинам? Что там можно уже найти?» И, видимо, бросил бы, если бы не книга замечательного петербургского академика Дмитрия Лихачева. Он писал: «Даже воздух на месте усадеб особенный. Это воздух истории». И я понял, что все нужно учитывать, переносить на бумагу — для нас и наших потомков, чтобы гордились своим наследием. Усадебные места, их особый дух тянут меня, как магнит.
— Серия «Старинные усадьбы Беларуси» после Минщины и Брестчины продолжилась Гродненщиной...
— В 2013 году издана книга об усадьбах Кореличского района. А эта посвящена семи районам Гродненской област и — Берестовичскому, Волковысскому, Вороновскому, Гродненскому, Дятловскому, Зельвенскому и Ивьевскому. Сначала в моем «досье» было около 100 усадеб, а за последнее десятилетие список увеличился до 600 объектов, что примерно вдвое больше, чем на Брестчине. Гродненщина — лучший регион Беларуси и по степени сохранности усадеб, которые эволюционировали в духе великих художественных стилей: от оборонительных укреплений до ренессансных дворцов, ансамблей времен барокко и классицизма, а потом к эпохе эклектики — последней в развитии усадебного зодчества.
— В сегодняшнем понимании усадьба — это дом, какие-то хозяйственные постройки и огород. Однако если почитать вашу книгу...
— История усадебного зодчества на белорусских землях насчитывает более 5 веков. И я хочу, чтобы наши современники и потомки понимали, что представляла из себя в прошлом усадьба. Это не просто объект материальной ценности — усадебный дом, другие служебные и хозяйственные здания, которые частично сохранились до наших дней. Это феномен, который задумывался как «идеальный мир» с особым духовным содержанием. Пространство, где обсуждались и решались, возможно, самые высокие, мудрые жизненные вопросы — смысл бытия, человеческие ценности. В традициях рода складывался особый не только материальный, но и духовный мир. Усадьба воспитывала человека, требовала быть достойным своего уровня. «Милый Иероним, — обращался Ян Кароль Ходкевич к сыну — не теряй времени, учись, ведь глупым быть шляхтичу не прилично».
В усадьбах рождалась особая культура садово-паркового искусства, земледелия, животноводства. Многие шляхтичи любили землю, заботились о ее состоянии и плодородии. Правильные севообороты, элитное семеноводство, породистые животные, плодовые сады, парки, заполненные пруды, пасеки... Усадьбы Гродненщины соответствовали мировым тенденциям развития сельского хозяйства. Например, в 1601 году в Сморгонской усадьбе брестского воеводы Христофора Зеновича имелись голландские коровы и свиньи, итальянские овцы и куры с черными бородами, индюки, павлины, свой конный завод.
— Отдельная тема книги — усадебные коллекции и семейные реликвии...
— Художественные, этнографические, нумизматические и другие сборы были обязательными для многих усадеб. Коллекционирование являлось показателем хорошего вкуса и образованности. А особенно ценными были в усадьбах архивы и библиотеки. «Когда-то Беларусь была страной библиотек», — так писал известный историк Евгений Колубович. На 25 квадратных верстах имелось по одной большой библиотеке, кроме мелких книжных собраний. Об отношении к книгам можно судить, например, по завещанию 1582 года Ежи Зеновича. Он просил «милого сына Николая» и его потомков беречь библиотеку как особую ценность — не делить ее, а приумножать, не раздавать, не отдавать в долг книги.
А в чем смысл портретов хозяев усадеб? Это было не просто самолюбование — связь поколений. Портреты располагались в усадьбах как напоминание, что каждый следующий владелец должен быть не хуже предыдущего. Вот как дорожили традициями!
Учесть ценности, которые потеряла наша земля, уже невозможно. Многое погибло в пламени войн, что не сгорело — разошлось по миру, осело в музейных коллекциях и библиотеках разных стран. В книге мы постарались отметить основные библиотечные сборы наиболее крупных усадеб.
— В книге «Старинные усадьбы Гродненщины» — и гордость за дела наших предков, и боль за потерянное, и надежда на будущее...
— Да. Мы далеко не всегда по-настоящему ценим и боремся за сохранение наших ценностей. В книге немало соответствующих фактов. Сносятся старинные хозяйственные постройки, которые почему-то не считаются историческими памятниками. Происходит какое-то повальное уничтожение старых деревьев, которые при определенном подходе можно сохранить. Например, нахождение въездной аллеи в усадьбу Августовок, которая строилась по проекту Джузеппе де Сакко, мне подсказали сохранившиеся клены и три конских каштана, которые еще в польские времена были профессионально омоложены. Почему бы не проявить профессионализм и сейчас? Нет, в 2011 году эти каштаны спилили.
А на месте другой усадебной аллеи сегодня можно увидеть только шины, положенные на пни.
Мы потеряли культуру садоводства — любим чаще букеты, а не сами растения.
Но есть и прекрасные образцы уважения нашего исторического наследия. Например, еще в советское время в деревне Свислочь Гродненского района был восстановлен и до сегодняшнего времени находится в отличном состоянии бывший дворец графини Марты Красинской. В этом заслуга Василия Густыря — руководителя местного сельхозпредприятия, одного из лучших в нашей стране. Где настоящий хозяин — там сразу виден результат, в том числе и что касается местных достопримечательностей.
Гордостью гродненской земли я считаю и усадьбу «Каролинского фольварка Тизенгауза», которая на высоком уровне, со вкусом, любовью к нашему наследию возрождается благодаря Павлу Климуку.
Кстати, еще 5-7 лет назад я не мог поверить, что кто-то станет покупать и возрождать древние усадьбы. Но такие примеры, в том числе и на Гродненщине, уже есть. Это и мне дает настрой на дальнейшие исследования.
— Очень символично, что в качестве мецената, профинансировавшего издание книги «Старинные усадьбы Гродненщины», выступил наш знаменитый исторический объект — замковый комплекс «Мир».
— Да, я очень благодарен за это его директору Ольге Попко. Хочется, чтобы книга разошлась и затраты окупились. Тогда можно будет думать и об издании второго тома «Старинных усадеб Гродненщины» — о других районах. Материалы в основном уже подготовлены.
Борис Прокопчик, 12 мая 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/05/83072.html