Держи «болгарку», рыцарь! Иначе не выдержишь тяжелой доли реконструктора...
Рыцарями сегодня никого не удивишь: их можно встретить на городских праздниках и исторических вечерах, увидеть в рекламных роликах и кинофильмах. Даже в метро выделяется билборд с выходцем Средневековья, одетым в шлем и доспехи, защищающий беспризорного котенка. Куртуазность, подвиги и посвящения красивым дамам — звучит романтично... Остались ли в Беларуси настоящие рыцари? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент «Чырвонкi» наведалась в гости к участникам клуба исторической реконструкции «Гивойт».
Такого сословия... не было?
Мастерская реконструкторов расположилась в помещениях при центре дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» управления образования администрации Фрунзенского района г. Минска. На подходе к зданию навстречу мне шел длинноволосый парень с... бревном в руках. А у дверей встретил молодой человек с метлой. Оказалось, что участники клуба проводили генеральную уборку. Сама мастерская выглядит как настоящая плотничная, где полно рубанков, дрелей, деревянных заготовок для будущих щитов.
— Здесь надо работать, — объясняет мне один из старожилов клуба Дмитрий Перс. — Видимо, поэтому историческая реконструкция сейчас в упадке: не каждый захочет «терять время» за бесплатно.
Сам парень пришел в «рыцари» пять лет назад — историей он интересовался с детства, а повзрослев, отыскал клуб по интересам.
— В современной реконструкции отчасти остаются не молодые, а те, кому больше 25 лет, — рассказывает Дмитрий. — В «Гивойте» тридцать реконструкторов, а самый крупный клуб на сегодня — «Уния» — насчитывает около четырех десятков участников. Раньше в известном многим «Княжьем гуфе» было полторы сотни человек!
Попасть в Средневековье — легко!
Услышав от меня слово «рыцарь», Дмитрий терпеливо объясняет: такого сословия на Беларуси никогда не было. Воевали бояре, шляхта и магнаты. Они могли себя называть рыцарями, участвуя в турнирах. В «Гивойте» занимаются реконструкцией эпохи Великого Княжества Литовского. Названием «рыцарская реконструкция» клубы пользуются для того, чтобы поняли обыватели. На самом деле, существуют военно-исторические клубы, для которых основное — это военная тематика, батальные сцены. А есть и такие, где делают уклон на быт, обычаи, нравы, культурные особенности конкретной эпохи.
— Наш клуб развивается всесторонне, — подчеркивает его руководитель Владимир Личко. — Есть среди участников ребята, которые воюют: занимаются физической подготовкой и уже ездили на «Битву Наций» (чемпионат мира по историческому средневековому бою). Основным направлением «Гивойта» остается «living history» (живая история, где реконструкторы заняты восстановлением прежней материальной культуры).
История — своими руками
Мы переходим в парадный зал, где выставлены доспехи, мечи, щиты. На стене висит флаг с изображением символа клуба — священного в старинной Литве ужа Гивойта. У самого Владимира увлечение реконструкцией началось с оружия: он приобрел меч, когда занимался фехтованием. Дмитрий указывает на доспехи в виде чешуй — карацена стала его первым созданным «артефактом». Дубовый стол и скамьи — результат общей работы. Мастера клуба производят своими руками многие исторические предметы: оружие, одежда и обувь, мебель, музыкальные инструменты. А то, что пока не могут сделать самостоятельно, меняют: керамическую посуду можно взять бартером у других реконструкторов. Это настоящая мануфактура, где любая вещь стоит намного больше, чем просит за нее мастер. Например, на один шлем мастер тратит целый месяц. А его цена — двести долларов.
— Из «реконструкции» выходят отличные мастера, — констатирует Владимир. — Можно долгое время производить для нужд клубов хорошее оружие и снаряжение, а после переключиться и на что-то более массовое — вещи для «обывателей». Некоторые начинают заниматься стрельбой из лука, а затем переходят в профессиональный спорт. Реконструкция — это и саморазвитие, так как вы учитесь работать руками. Многие молодые парни, когда приходят к нам, в мастерской впервые берут в руки «болгарку», дрель. Приходится учить их правильно обращаться с инструментами.
«Рыцарский отдых» — в ожидании кипятка.
Сам Владимир окончил исторический факультет БГУ, но он уверен: любовь к реконструкции не зависит от профиля образования. Действительно, среди участников клуба отчасти «технари», а из историков — только руководитель. По его мнению, их поколение было воспитано на романтической традиции: мальчики читали много книг, связанных с рыцарством, вроде «Айвенго».
«Гивойт» существует полностью за собственные средства. По словам Владимира, сейчас все клубы выступают на корпоративах и свадьбах, съемках исторических роликов и фильмов. Также можно зарабатывать на продаже сделанных вещей.
— Люди с деньгами могут сразу приобрести себе комплект «обмундирования», — рассказывает Владимир. — Другие ездят по фестивалям, побеждают в соревнованиях, где получают вещи в качестве выигрыша.
Между спортом и бытом
У реконструкторов плотный график: они собираются постоянно по два раза в неделю. На встречах каждый занимается своим делом либо выполняет общеполезную работу — зашивает костюмы, чистит латы, убирает помещения. Проводятся также физические тренировки по историческому средневековому бою — это довольно молодой вид спорта, который представляет собой настоящую битву на незаточенном оружии.
Когда в клуб приходит «новобранец», он попадает в распоряжение других участников. Каждый дает ему работу, обычно самую грязную. Выдержит «испытательный период» — к реконструкции пригоден.
— Только работая можно понять и почувствовать, что такое клуб исторической реконструкции, — уверенно говорит Владимир Личко. — Конечно, это не армия, но веником тоже приходится помахать.
Ребята разрушают красивый миф о движении: в реконструкции есть не только рыцари и дамы. Каждый выбирает себе статус согласно своим желаниям. У «простой крестьянки» статус небольшой, но и требовать от такого персонажа будут значительно меньше. Если же мечтаешь стать «придворной дамой», придется и о костюме позаботиться и о литых вещах — дорогой кубок, украшения. Некоторые могут позволить себе даже и кровать, чем можно похвастаться на фестивале. И мало того, вести себя тоже надо прилично. Рыцарь должен быть куртуазным, а дама — воспитанной. Правда, девушек в клубе мало. Дмитрий и Владимир полагают, что женщины уходят из реконструкции вследствие непопулярности движения.
Среди традиций клуба можно назвать отмечание дня рождения «Гивойта» и знаковых для Беларуси битв — Грюнвальдской, Оршанской, под Кирхгольмом. Самый большой трофей, который добыли участники клуба, — медаль за третье место на «Битве Наций» в составе сборной Беларуси.
Владимир занимается реконструкцией в течение семи лет и предупреждает: прийти, чтобы просто «потусоваться», не получится, потому что нужно много работать. Движение переживает не лучшие времена: пока у белорусских реконструкторов не получается собраться вместе и сделать что-то общее. В пример глава «Гивойта» ставит Россию: реконструкция там намного больше развита. В 1990-е годы энтузиасты сделали большой общий портал со ссылками на вещи конкретных периодов. Есть там и крупные гильдии мастеров, а в клубах насчитывается по полторы тысячи человек. О таком белорусам остается только мечтать...
Екатерина Радюк. Фото из архива клуба исторической реконструкции «Гивойт», 15 января 2015 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2015/01/67661.html