Жизнь за кадром, или Как снимают «Калыханку»

Просмотров: 9707Комментарии: 0

Просторный павильон Белтелерадиокомпании, где «живут» Малеваныч и компания, оживает каждый понедельник в 10 часов. За день здесь снимают сразу пять выпусков программы — на всю неделю, поэтому актеры Инна Гончар, Эмилия Пранскуте, Владимир Воронков, Александр Жданович и Елена Бикренева могут смело назвать бутафорскую комнату вторым домом. По крайней мере, по понедельникам.

— Вот говорят, что понедельник — тяжелый день, — говорит режиссер «Калыханки» Наталья Дондукова. — Для нашей же команды он тяжелый, пока мы не дошли до студии (улыбается. — Авт.). Там уже начинаются веселье, шутки и розыгрыши. Для нас понедельник — яркий день.

Кто в тереме живет?

В этом году как раз «Калыханку» назвали лучшей программой для детей и юношества во время 7-й национальной премии «Телевершина», и, как метко пошутил тогда актер Александр Жданович (он же Малеваныч), «спасибо, что за 30-летнюю историю »Калыханка« все же не осталась незамеченной».

...На съемочной площадке 10 софитов: в кадре — вечер. У микшерского пульта несет вахту звукорежиссер, художник по костюмам заготавливает очередные аксессуары для Яны и Топы. Максимально сконцентрирована режиссер (она постоянно делает пометки в сценарии) и внимательный оператор — глаза программы.

как снимают Калыханку

Зритель не видит, как под столом, сидя на подушках, а часто и просто на корточках куклами управляют актеры. Не видит этих ботинок, отставленных в сторону, — кто-то из артистов переобувался; не видит прикрепленного к ножкам стола сценария, по которому ориентируются актеры. Не видит минеральной воды под столом, незаметным остается и маленький телевизор, по которому актеры отслеживают картинку с камеры. Но одно чувствуют точно — искренние эмоции и позитивный настрой, который от артистов передается и куклам.

Режиссер дает команду. Минутная готовность. Поехали.

— Мы иногда одну «Калыханку» пишем тридцать минут, а иногда — и четыре с половиной часа, — рассказывает «Звязде» актер Владимир Воронков, который озвучивает медвежонка Топу. — Много бывает мелочей, которые детализируют сценаристы, поэтому приходится демонстрировать каждый жест.

— У меня каждый сценарий за все 20 лет, которые я работаю в качестве Топы, начинается со слез, — продолжает с улыбкой Воронков. — Читаю сценарий и диву даюсь: «На дереве висит Топа головой вниз и держит в лапах качели, на которых катается Яна...» Вы представили? — Здесь человек вряд ли такое сделает, а надо, чтобы кукла. А такой сценарий — каждый второй. Наши сценаристы иногда настолько увлекаются, что забывают об актерах. «Топа и Яна подходят к шуфляде, вытягивают ее и начинают там копаться, а найдя необходимую вещь, приносят ее к столу». Все хорошо, если бы это делал человек. А ты проползи раком от стола к шуфляде, выдвинь, покопайся, достань и принеси (улыбается. — Авт.). И ты — кукла!

Но временами бывает наоборот: чем тяжелее условия в сценарии, тем более неожиданным получается эффект:

— Когда однажды написали, что Сплюшик катается на коньках на льду, мы долго думали, как это сделать, — рассказывает актер. — Ведь кукла устроена таким образом, что ноги у нее не могут двигаться. Но в результате Сплюшик у нас не только стоял на коньках, но и катался, и даже падал.

Руки и глаза у актеров во время съемок заняты. Поэтому, чтобы не учить наизусть сценарии ко всем пяти выпускам, актеры прикрепляют сценарий к ножкам стола, а для удобства обводят в этих бумажках свои слова фломастером:

— Мы пытались уже за эти годы сценарии учить. Но если придерживаться текста, исчезает импровизация. А детей не обманешь — потому, чтобы было проще, текст читаем с листов.

«Кто связывает шнурки Малеванычу?»

И если актеров, работающих под столом, никто не видит, то актер Александр Жданович работает в кадре. А как он запоминает свои слова? Малеваныч — стреляный воробей. Он свои слова... прикрепляет к камере.

— Зрение у меня хорошее, — продолжает актер. — Оно и выручает — я вешаю текст на саму камеру и подглядываю (улыбается. — Авт.). А читать так, чтобы этого не заметили зрители, — это настоящее искусство (смеется — Авт.). За 15 лет, которые я провел в образе Малеваныча, этим мастерством овладел полностью.

Как рассказала «Звязде» режиссер передачи Наталья Дондукова, актеры, работающие под столом, — большие любители розыгрышей.

— Чаще всего, пока Малеваныч сидит на стуле, они привязывают ему шнурки к ножке стола или стула — и актер встает уже вместе с креслом (смеется. — Авт.). Вот только я никогда не успеваю заметить, кто это делает: Яна или Топа...

актеры Калыханки

— У нас всегда весело, — признается актриса Инна Гончар, которая озвучивает лисичку Яну. — А еще сценарии костюмированные!

Сценаристы: «Играть девушек-красавиц Малеваныч отказывается»

Среди сценаристов «Калыханки», как ни странно, мужчин нет. Сюжеты к детской передаче придумывают женщины: Ольга Щукина, Лариса Есарция, Елена Фурсова, Наталья Гречишкина и Ольга Осмолова. У каждой из них есть свой месячный темплан — 22 сценария «Калыханки» на пятерых. В результате за месяц каждая подает по шесть-семь тем.

— Из семи тем у автора принимается 4-5, — проводит ликбез Лариса Есарция, — Делим по-братски: почти у каждой из нас раз в неделю выходит своя тема. Заведующий отделом следит, чтобы темы не повторялись. Выпуск одной «Калыханки» длится 14 минут. Подводка — три минуты. То есть, нужно написать около 2,5-3 листов в печатном варианте. Но одно дело — написать, другое — оживить на экране, где уже работают все вместе: и режиссер, и оператор, и актер.

— А раньше работали без темплана, — вспоминает сценарист Елена Фурсова. — Это сегодня надо конкретные темы заявлять. Я иногда ловлю себя на мысли, что на эту тему я уже писала (смеется. — Авт.), но после подумаешь и находишь какой-то другой поворот. Главное, чтобы маленьким было интересно. Язык стараешься приблизить — смотришь на мир глазами ребенка.

Шутливо вспоминают женщины и случай с актером Александром Ждановичем:

— Малеваныч всегда просит: давайте мне образы, почему я у вас всегда такой сухарь. Так мы его и Кощеем, и домовым, и лешим, и пиратом... Однажды мы заигрались и... Тема была «Ауканье весны». И Малеваныч по сценарию должен был переодеться в девушку-красавицу — с венком на голове. Но играть женщину актер отказался. Пришлось на ходу переделывать сценарий — чучело куклы сделали из соломы...

* * *

— Если в детском саду у моей внучки спрашивают, правда ли это, что ее дедушка — Топа, она отвечает: мой дедушка только помогает Топе, — с гордостью отмечает актер Владимир Воронков. — В общем, выпуски «Калыханки» стараюсь не пропускать. А последние три с половиной года, как родилась внучка, пропустить колыбельную нельзя совсем: рев по дому стоит такой, что ого-го! В такие минуты свою работу люблю еще больше (улыбается. — Авт.).

Илья Лопато. Фото Марины Бегунковой.

 

Топ-5 фактов про «Калыханку»:

1. Название «Калыханка» (от слова «колыхать») впервые придумала редактор главной редакции «Калыханки» Нина Шоба. Говорят, это название женщине приснилось.

2. В кадре герой Малеваныч носит очки, но на самом деле зрение у актера Александра Ждановича хорошее и очками он не пользуется.

3. Все актеры «Калыханки» имеют профессиональное образование и работают в театрах.

4. Чтобы снять напряжение после трудового дня, актер Владимир Воронков каждый понедельник ходит в баню.

5. Некоторое время все мультфильмы в программе переводились на белорусский язык. Но от этой идеи в итоге отказались: очень трудно было найти белорусскоязычных артистов, которые могли бы точно передать тембр голосов известных актеров Папанова и Леонова.

7 июня 2011 года.

Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=80222&idate=2011-06-07

Читайте еще: актер «Калыханки» Владимир Воронков: легко ли 30 лет быть сказочным медведем и отказаться от жизни в Америке.