Что самое главное во время Великого поста? Каким образом современный человек с его высоким темпом жизни и занятостью может приблизиться к правильному переживанию Великого поста? Что самое главное нужно сделать или не сделать христианину в эти 40 дней до Пасхи? С этим вопросом мы обратились к уполномоченному Белорусского Экзархата по связям со средствами массовой информации протоиерею Евгению Свидерскому:
– Самым главным в прохождении поста я вижу духовное наставничество. Когда сам только начинал поститься, этого-то мне больше всего и не хватало. Несмотря на великое множество духовной литературы, информацию в интернете о том, что во время поста можно и что нельзя, все-таки у каждого человека своя жизнь, в связи с этим у всех разные пути прохождения поста. Ведь у каждого из нас своя природа, свои задатки, свой характер, свои проблемы. И если мы хотим чего-то достичь, то тут, безусловно, надо задать правильный вектор. Иначе человек может какие-то общие нормы соблюсти, но пользы они принесут мало. В результате может произойти охлаждение к духовной жизни. Именно духовного руководства не хватает многим людям, которые либо не имеют достаточно времени, либо не осознают необходимость такого руководства и пост проходят не в Церкви.
Первая и последняя (Страстная) недели Великого поста наполнены особым смыслом текстов богослужений. Если к ним не приобщаться, то проникнуться целью поста и сопереживать события, произошедшие во время земной жизни Христа, невозможно. Поэтому даже если времени не хватает, его нужно «украсть» из своих ежедневных забот и суеты, и попытаться попасть на богослужения по меньшей мере на первой и на Страстной седмице. Надо хотя бы в это время попытаться оценить свою жизнь непредвзято, честно исповедоваться перед Богом, и как можно тщательнее подготовиться к принятию Христовых Тайн. Тогда встреча Пасхи будет намного более яркой, и человек действительно ощутит плоды Великого поста, которых все мы должны добиваться, если его начинаем.
На первой неделе Великой Четыредесятницы (Великого поста) в центре внимания Церкви чтение Покаянного канона Андрея Критского. Он читается, как правило, в шесть часов вечера во всех храмах Беларуси, даже в самых отдаленных деревушках, поэтому большинство людей может успеть на него после рабочего дня. Называется канон по имени его составителя. Архиепископ Критский Андрей составил молитвословия, выражающие плач души при отсоединении ее от Бога. Каждый человек, который сопереживает тексты этого канона, понимает, что в силу своей греховности не может иметь той полноты общения с Богом, к которой был призван, и слишком туманно представляет блага, которые Бог дает ему вместо суеты, в которую человек погружен в этой жизни. Величество канона еще и в том, что в нем очень много примеров Ветхого Завета, которые аллегорически показывают духовное состояние человека. Поэтому желательно, чтобы люди, которые приходят на канон, имели и текст, и перевод его, и дополнительно знакомились с текстами Ветхого Завета, о которых идет речь в каноне.
Ольга Медведева, 19 марта 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=109882&idate=2013-03-19