О том, почему парней больше и почему выгодно быть в центре
Впервые молодежь, танцующую линди-хоп, я увидела на площади в Вильнюсе. Легкие движения, легкие платья и майки, легкая джазовая музыка. Они все танцевали и по-разному, и одинаково одновременно. Казалось, можно сразу присоединиться, и все получится. Однако нет, определенным секретом все-таки надо учиться, и я расскажу о них чуть позже.
Меня разобрало любопытство, а есть ли такие свободные танцы в Минске? Оказывается, есть. Однако появились совсем недавно, и тот, кто занимается ими у нас, находится в авангарде молодежной тусовки.
И я иду к ним на вечеринку...
Дресс-код — легкое летнее платье. Однако из-за дождя остались танцевать в зале, там же, где и проходят занятия — на шестом этаже здания на Некрасова, 7 в Минске. Ищу нужный дом, и меня начинают вести звуки джаза — да, они льются из открытых окон того самого шестого этажа.
В зале танцуют, время от времени меняются партнерами. Кавалеры приглашают сидящих дам, и девушки приглашают тоже. Мне предложили потанцевать, однако пришлось отказаться, поскольку занятий линди-хопом у меня в запасе ровно ноль.
Наблюдаю, как танцуют другие. И начинаю чувствовать себя очень расслабленно, спокойно. Ведь здесь не оттачивают движения, приемы — все танцуют в свое удовольствие.
Мужчина, с виду похожий на преподавателя танцев, приглашает меня. Снова пытаюсь отказаться, так как не умею. Однако он говорит: «Когда-то же надо учиться». «Что правда, то правда», — думаю я, и вот оно, полетели...
К концу нашего танца я уже знаю два основных принципа. Во-первых, надо сильно опираться на руки партнера. Тогда ты будешь чувствовать каждую смену в нем и интуитивно следовать за ним. Ноги подчиняются сами собой. Во-вторых, нужно спиной держаться на руке партнера — по этой же причине, чтобы он мог вести.
«Главное — научиться чувствовать партнера, — говорит мой кавалер, — тогда все остальное приложится». Да, линди-хоп — танец интуиции.
Главные на этой вечеринке Стас и Белка (Наташа) — преподаватели школы «Линди-хоп» — танцев в стиле свинг. Выхожу с ними пока подальше от громкого джаза, чтобы узнать, что да как:
— Признаться, не могу отличить, что такое свинг, а что такое линди-хоп?
Стас: — Свинг — это более общее направление — не только танцы, но и музыка. Свинговые танцы, кроме линди-хопа, включают еще и рок-н-ролл, блюз, буги-вуги, чарльстон. А линди-хоп — это одно из самых распространенных направлений свинговых танцев.
— То, что все мы видели в фильме «Стиляги» — это то же самое или нет?
Наташа: — Нет, там скорее буги-вуги. Линди-хоп был раньше, он зарождался в начале ХХ в. — В 20-30-е годы — и представлял собой танцы под джазовую музыку. Уже позже появлялись новые инструменты, зазвучала музыка вроде рок-н-ролла и под нее немного другие танцы — однако идея та же.
— Как в Беларуси началось это движение?
Н.: — В 2008-м появилась группа по самоподготовке, в которой решили собираться и смотреть, кто что знает. А в итоге пришел один товарищ, который сказал: «А я линди-хоп знаю и могу преподавать». Так и стали учиться, показывать, кто что умеет. А потом стали ездить по лагерям — ближнему и дальнему зарубежью и там смотреть, и когда чему-то научились, начали и сами преподавать.
— А лагеря в каком смысле?
Н.: — Это выезд на три-пять дней куда-то. Самый первый наш лагерь был под Киевом, в каком-то пансионате. Там тебя и кормят, и учат — и ты танцуешь.
С.: — Днем занимаешься по 4-5 занятий, потом дается время поесть, переодеться. А вечером до завтрака — очень интенсивная программа.
— Как бы вы определили белорусских линди-хопперов, какие они?
С.: — В основном, молодежь, студенты, однако есть мальчик, пришел танцевать, ему 14 лет, учится в 8-м классе — но это исключение.
Н.: — 20-30 лет — самый популярный возраст. Есть старше, есть моложе.
С.: — Мне кажется, таким танцам, как брейк-данс, хип-хоп надо учиться с раннего возраста. Но такие, как сальса, линди-хоп — они социальные, и их можно начинать в любом возрасте.
— А что значит социальный танец?
С.: — Есть спортивные танцы, которые строятся по определенной строгой схеме.
Н.: — А в социальных танцах основа обучения — это запомнить основной шаг и движение поставить. А дальше народ выходит и танцует, кто что помнит — строит свой танец по ходу на импровизации. В отличие от спортивных, которые обычно являются постановочными. Здесь тоже бывают постановочные, но это уже исключение. В основном социальный танец — значит, пришел на вечеринку и танцуешь даже с партнером, которого раньше не знал. Он построен на том, чтобы незнакомая девушка могла пригласить любого партнера, а любой партнер мог пригласить незнакомую девушку.
С.: — Плюс это не столько танцы и не только танцы, но и знакомства, общение.
— Что представляют собой вечеринки?
С.: — Могут быть очень крутые вечеринки, когда собирается 100-200 человек.
Н.: — Играет живая музыка, выступают джазовые бэнды, разные диджеи. Каждый играет час-два и имеет собственное настроение, свои мелодии. Однако это за рубежом.
— А в Минске?
С.: — Здесь таких крутых вечеринок нет. У нас раньше были вечеринки в кафе Национальной библиотеки. Такой лайт-вариант — вспомнить, что было на занятиях, если кто-то кого-то не знает, познакомиться.
Но когда постоянно хорошая погода, мы перебираемся на улицу. Обычно оупены (вечеринки под открытым небом. — Авт.) мы проводим на Комсомольском озере.
Н.: — Периодически случаются семинары заезжих преподавателей, мы приглашаем их из Москвы, Питера, Киева — и тогда получается более веселая вечеринка, с живой музыкой, когда играет местный бэнд. Раз в год бывает небольшой фестивальчик, когда приезжает очень много людей из заграницы. Всего, вместе с нашими, получается человек 150. Последний раз приезжали очень хорошие литовские музыканты, и они играли для нас. Тогда уже все приходят красивые. Объявляется свинг-вечеринка — с прическами, бантиками.
С.: — В соседних странах линди-хоп есть уже лет десять как минимум — это Москва, Питер, Киев, Вильнюс — у них тусовки более серьезные. У нас линди-хопу три-четыре года. Там в каждом городе есть свой фестиваль раз в год. К ним приезжают те, кто живет рядом. Но, например, из Вильнюса в Киев не очень удобно ехать, и из Питера в Киев тоже. А на наш мини-фестиваль легко всем приехать, потому что мы находимся посередине — в этом плане мы удобно расположены.
— Расскажите, почему у вас, на удивление, так много парней? Обычно на всех танцах их не хватает.
Н.: — Мы сами в шоке и не знаем, почему. У всех соседей с этим проблемы.
С.: — Я как парень могу сказать, что в линди-хопе, в отличие от других танцев, мужчина чувствует себя естественно. В других танцах обычно нужно и бедрами вертеть, и плечами, и сильно изгибаться. Сам образ парня в линди-хопе наиболее привлекателен.
— Как вы сами определяете линди-хоп и почему выбрали именно его?
Н.: — В свинге и выглядишь более естественно, чем в других танцах, и музыка достаточно разнообразная — и медленная, и быстрая бывает.
С.: — Нам больше нравится из-за наших характеров. Наташа очень веселый человек, а в этом танце и поразвлечься можно, и что-то озорное себе позволить. В отличие от бальных танцев, где даже улыбнуться нельзя. А это такой веселый, беззаботный танец.
Н.: — Привлекает разнообразие. Много видов основного шага и музыка разная, у которой есть свои эпохи, — можно долго учиться.
Добавлю, что следующий набор в новую группу состоится в конце июня. Не знаю, как вы, а я хочу танцевать линди-хоп.
Нина Щербачевич. Фото из личного архива Натальи Соловей (Белки), 7 июня 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=98194