"Логойск, Логожск или Логойско — древнее славянское оборонительное поселение, сначала в Полоцком княжестве, позднее — в Минском повете Минского воеводства; сегодня — местечко и имения в Борисовском уезде, расположенные на правом берегу реки Гайны и впадающей в нее речушки Лапенец. Наследие в 14-м поколении издавна известной на Руси литовской семьи Тышков, которые позже стали называться Тышкевичами герба Лелива".
История возникновения Логойска тонет в темноте доисторических времен, а его название явно происходит от слова Лог, что означает долину, в которой построен Логойск. О том, что здесь происходило до XI века, следов не сохранилось, так как хроники упоминают Логойск только под 1084 годом, когда в схватке киевского князя Владимира Мономаха, сына Всеволодова, с князем полоцким Всеславом армия Владимира захватила это место вместе с другими поселениями на земле кривичей. "Нет ничего более ужасного, чем эти непрерывные братоубийственные войны разрозненных варяжских династий, грабивших друг друга, а в итоге страдали несчастные автохтоны-славяне", — писал исследователь в конце XIX века о Логойске.
...Бывая в Логойске, стараюсь зайти к журналисту-ветерану Брониславу (чуть не написал — Борису, но об этом чуть ниже) Сосновскому. Во-первых, он готов воссоздать в памяти какую-то мелочь о моем земляке поэте-сатирике Захаре Бирале. Человек многострадальной судьбы, он и для вступления в писательскую организацию должен был очередь отстоять. Приняли, когда было уже за семьдесят лет. А первая книга Биралы увидела свет в 1929 году — "Смех и радость деревни". Оттуда, из логойской школы, во время урока и забрали Захара Яковлевича в непростое путешествие по тюрьмам и лагерям. С довоенного времени Сосновский и Бирала — хорошие знакомые. А во-вторых, обязательно вспомнит журналист Бориса Микулича, прозаика, следы которого ищу еще с туркменских своих времен. Могла же так судьба распорядиться, что испытал горькой и сладкой жизни прозаик Борис Микулич и в родном Бобруйске, и в Минске, и в Логойске, и в Красноярске, и в Ашхабаде.
Литературная биография Логойщины и Логойска — это стихи, поэмы, рассказы, повести и романы народного поэта Беларуси Нила Гилевича, прозаика и публициста Николая Гиля, детского писателя и журналиста Михаила Зарембо, поэта и художника Сергея Давидовича, переводчика, критика Николая Новицкого, автора художественной летописи Беларуси XX века Ивана Пташникова, публициста Петра Сабины, одного из основателей современной белорусской литературы З. Бядули...
Видимо, такую уж энергетику заложили Тышкевичи герба Лелива, что и из крестьян питомцы логойских деревень стремились к художественным литературным вершинам. А еще здесь, в Логойском районе, становился талант Янки Купалы. Родился, правда, будущий песняр в фольварке Вязынка Минского уезда Минской губернии (теперь Молодечненский район). Но загляните в хронологию его жизни. В 1887 году Луцевичи живут в деревне Косино на Логойщине. Отец работает в имении помещика Богдановича. В Косино будущий поэт и грамоте учится у сына служащего имения. Впоследствии будут два года в Сеннице, в Минском районе. Отец Яся работает управляющим в имении помещика Турчинского. А в 1891 — возвращение вновь на Логойщину. Прудище. Виталий Вольский, создавая через много лет художественную летопись юношеских троп Купалы, напишет: "Из Прудищ Доминик Луцевич послал сына к своим знакомым в Августов и Слободку, имения графа Тышкевича, близ местечка Логойск Борисовского уезда. Там мальчик учился по очереди в течение одной зимы у бродячего учителя, так называемого "директора". На следующий год отец послал его в имение Гайаны к арендаторше Шкоде, в доме которой также жил "директор". Он учил детей арендаторши, а заодно Яся Луцевича..." Из логойских окрестностей в жизни Купалы будет еще и Селище — застенок Гайна-Слободской волости, а затем и Белоручье, в котором двухклассное народное училище Ясь закончит за один год. Кстати, в Белоручской школе, которая носит имя Янки Купалы, еще в октябре 1947 года был открыт музей народного поэта. А в 1972 году к юбилею поэта на здании школы установили мемориальную доску.
— Музей Купалы, — рассказывает логойский краевед Виктор Нестерович, — работает и в средней школе в селе Косино. Открыт он был, правда, много позже, чем в Белоручской школе, — в 1980 году. Но на лицо — усердие и рачительность местных учителей, школьников в освоении памяток жизни Купалы...
Виктор Антонович — тоже из моих логойских собеседников. Родом он из Березинщины. Но как закончил филологический факультет БГУ в 1956, так и связал свою судьбу с Логойской стороной. Сначала работал учителем, затем — в отделе образования райисполкома. В 1980 году пришел в районную газету. Работал литсотрудником, ответственным секретарем.
Всегда интересовался краеведением. Но главное увлечение Виктора Нестеровича — логойский фольклор. Написал на эту тему два пособия для учителей. Подготовил сборник "Песни Логойщины", куда включил более 450 аутентичных текстов. Сейчас Виктор Антонович работает ведущим специалистом отдела культуры райисполкома по фольклору и этнографии. Согласитесь, не каждый район может позволить себе такую "роскошь". А вот в Логойске отважились и, конечно же, не прогадали. Нестерович возвращает к жизни, первым помогает сохранить то языковое, фольклорное, песенное пространство, которое спустя десятилетия ни один музей, ни один архив не сможет сам по себе восстановить. Часто с большим наслаждением Виктор Антонович проводит параллели сегодняшних дней с периодом купаловского детства, ищет звучание народных песен в бессмертной поэзии классика.
... Почему все же, случается, так и тянет назвать Бронислава Владимировича Сосновского Борисом? Ученик учителя белорусского языка и литературы Захара Биралы сам в 1937 году попал под подозрение как "враг народа". А как же!.. Занимался в литературном кружке Биралы, писал стихи. Приписали распространение неразрешенной литературы. Исключили из комсомола. Может, и посадили бы, но вступился тогдашний редактор "районки": Сосновский как селькор состоял на учете в комсомольской организации редакции. Тогда не разрешили поступить в пединститут. Только через год восстановили в комсомоле. Начали печатать. Поддержал Аркадий Кулешов, "протолкнув" подборку стихов в газету “Літаратура і мастацтва”. Вторая попытка стать студентом оказалась удачной. Во время войны Сосновский — подпольщик, организатор партизанской печати. А как связной сменил имя — поэтому и сейчас иногда некоторые люди пожилого возраста называют его Борисом.
Александр Карлюкевич, 12 июля 2007 года.
Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1184772327&archive=1184773943