Мемориальная доска в честь Михаила Казимира Огинского на новом здании драмтеатра в Слониме

Просмотров: 5402Комментарии: 0

В Слониме открыли доску в честь Михаила Казимира Огинского

На новом здании Слонимского драматического театра торжественно открыли мемориальную доску, посвященную Михаилу Казимиру Огинскому (1728 — 1800) — гетману Великого Княжества Литовского, меценату, композитору, основателю традиций театрального искусства в Слониме.

Автор мемориальной доски — слонимский скульптор Леонид Богдан.

Во время ее открытия присутствовали сам скульптор, директор театра Николай Лишик и председатель Слонимского райисполкома Олег Торгонский. Также посетили члены Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь под руководством министра образования Беларуси Сергея Маскевича.

С деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского был связан расцвет Слонима во второй половине XVIII века. В ночь на 23 сентября 1771 года его трехтысячная армия была разбита под Столовичами (ныне Барановичский район) войсками Суворова, потому Огинскому пришлось эмигрировать. Но через четыре года, получив амнистию и секвестрированные имения, он вернулся в этот город. По его инициативе и на его средства был создан канал, который теперь носит его имя. Он построил несколько предприятий, типографию, основал театр и капеллу.

мемориальная доска в честь Михаила Казимира Огинского на новом здании драмтеатра в Слониме

В театре Михаила Казимира Огинского работали профессиональные белорусские, польские, немецкие, итальянские оперные и драматические актеры, художники, крепостной хор и балет. Театр имел свои филиалы в Телеханах и в Сельцах. Собрание нот произведений, исполнявшихся на сцене театра, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальных комедии, 253 симфонии и более 460 других музыкальных произведений. В 1781 году функционировал «плавучий театр» на баржах на Огинском канале. А «дом оперы» имел большую сцену, приспособленную для показов барочных спектаклей, оперных и балетных, для выхода большого количества певцов и артистов, для театральных баталий всадников и водных феерий (часть сцены затоплялась водой из канала и по ней плавали лодки), для сложных декораций, различных сценических эффектов. Технические возможности сцены позволяли показывать и два фонтана, которые освещались бенгальскими огнями.

Рядом с театром в 1765 году в центре начала действовать первая кофейня («кафенхаус»). Это было действительно шикарное кирпичное здание, отделанное внутри шелковыми обоями и гравюрами на меди. Посуда здесь была фаянсовой варшавского производства.

Сам Михал Казимир Огинский писал музыку и литературные произведения, некоторые из них были напечатаны в Слонимской типографии. Он издал книгу «Байки и не байки» в двух томах.

Театр Огинского находился на Оперной улице. Но, к большому сожалению, это здание не сохранилось. Но есть Оперная улица — названия такого не имеет ни один город в мире. И тот, кто посетит Слоним, может пройтись по ней, представляя, как когда-то спешили здесь артисты в прославленный в Европе свой родной театр.

Зато сохранилась австерия, построенная из кирпича архитектором Боем, который проектировал при дворце Огинского ряд барочных надворных построек. Половина первого этажа австерии была отведена под гостиную, перекрытую четырьмя парусными сводами с центральной опорой. Под этой частью дома находятся широкие сводчатые подвалы. Центральная лестница узкого вестибюля ведет на второй жилой этаж. Австерия — единственное уцелевшее строение этого интереснейшего дворцового ансамбля второй половины XVIII века. Она дает представление об общем характере барочной архитектуры.

Слоним времен Огинского нередко называли полесскими Афинами. Сюда в праздничные дни съезжались вельможи и богатая шляхта со всего края и даже из Варшавы. Город имел образцовый порядок. Скверы, сады, оранжереи и рыбные пруды создавались и содержались лучшими специалистами Европы. Кстати, в центре при дворе Михаила Казимира Огинского прошли детские и юношеские годы его племянника Михаила Клеофаса Огинского, автора известного всем полонеза «Прощание с Родиной». Здесь он получил начальное музыкальное образование у известного музыканта и композитора Иосифа Козловского.

Тот театральный путь, который начал в Слониме Михал Казимир Огинский почти 250 лет назад, продолжается и сегодня. В городе 24 года существует профессиональный государственный драматический театр, который ставит спектакли по пьесам белорусских, русских, польских, французских, украинских и итальянских драматургов. А в этом году на месте старого Народного дома открылось новое здание для театра. На нем теперь красуется и мемориальная доска, посвященная Михаилу Казимиру Огинскому.

Сергей Чигрин. Фото автора, 19 мая 2014 года. Источник: газета «Звязда»,

в переводе: http://zviazda.by/2014/05/41182.html

Еще по теме: Огинские («100 знаменитых фамилий Беларуси»).