Монахи: призванные и избранные

Просмотров: 7404Комментарии: 0

Найти себя в жизни — большая удача. Если человек работает в школе или строит дома, мы не удивляемся. Куда больше любопытных взоров бросаем на людей, которых видим в рясе или сутане. Если же по улице идет монах, то рекорды популярности побьет он и его монашеское одеяние.

Возникает закономерный вопрос: почему человек пошел в монахи? Чтобы подробнее разобраться в иноческой жизни, корреспондент "Звязды" отправился в Нарочь, где несколько дней провел в монастыре монашеского ордена кармелитов.

Мужской монастырь кармелитов в Нарочи — это двухэтажный дом со столовой, библиотекой и часовней. Здесь живут как священники (получив посвящение от епископа, они становятся отцами), так и клирики (те монахи, которые еще не закончили семинарию и являются пока братьями).

Комната монаха — это стол и кровать, есть также и санузел. Обязательно в каждой комнате на стене висит крест. День монаха начинается с молитвы. С самого утра монахи со всего монастыря собираются на общую молитву в часовню...

Во время моего приезда в монастыре гостил также клирик Женя, приехавший аж из Караганды. Как объяснил духовный отец кармелитов в Беларуси отец Аркадий Куляха, возможность пожить в монастыре и присмотреться к стилю жизни монахов есть у каждого, кто решительно настроен вступить в кармелитский орден. Женя приехал присмотреться к монашеской жизни кармелитов из Казахстана.

Монастырь — дом братьев

Одна из особенностей жизни в монастыре — это братская взаимовыручка и дружеский совет. Монахи живут в сообществе, где существует иерархия, но это вовсе не означает, что младший не может попросить совета у старшего. Да и возраст — здесь скорее условность. Священнический пример монаха Петра Фарина — яркое этому доказательство.

Отец Петр решил вступить в монашеский орден в достаточно зрелом возрасте — 36 лет. Как признается сам монах, в детстве он даже не знал, что такой орден есть. Жизнь Петра до вступления в закон шла традиционно — школа, училище, работа на заводе, затем — деревоперерабатывающий цех...

Решение пойти в монахи, как вспоминает священник, первой одобрила мать.

— Родные и близкие поначалу не совсем меня поняли, — говорит монах-кармелит. — Я и сам до конца не осознавал, куда иду. Но потом, когда все осмыслил и увидел, что меня ждет, мое решение только укрепилось. Первой меня поддержала мама, потом — и остальные, когда увидели, что здесь я нашел свое место в жизни.

Размышления о призвании

Отец-кармелит Аркадий Куляха — преподаватель и духовный настоятель католической семинарии в Пинске. Именно он отвечает за призвание в ордене, или, если говорить простым языком, помогает молодым людям, которые хотят вступить в кармелитский закон, определиться с их волей. Корреспонденту "Звязды" отец рассказал о том, что ждет юношу, который собирается вступить в монашеский орден.

— Отец Аркадий, что такое призвание к монашеской жизни и чем она отличается от священнической?

— Призвание к священству — это не выбор профессии, это ответ на Божий призыв. Само призвание имеет два элемента: первый исходит от Бога к человеку, когда Бог говорит конкретному человеку: "Иди за мной". Второй элемент — это ответ человека.

В истории христианства были разные формы призвания. И монашеская жизнь явилась как раз одной из форм стремления к христианскому совершенству, к более тесному единению с Богом. Ни в коем случае не следует рассматривать монашество как нечто альтернативное священническому призванию.

Относительно призвания к монашеской жизни, откуда оно берется и каким образом человек его познает — это всегда остается для нас тайной. Ни один священник, ни один монах не скажет, что к нему пришел архангел Гавриил и сказал: "Ты должен стать законником". Каждый будет рассказывать свою историю жизни, в которой познал деяние Господа Бога. Каждый в определенный период своей жизни почувствовал, что есть нечто, что его зовет, что он искал. Этот выбор всегда будет даром от Бога. Сам монах, который много лет проживет в ордене, не скажет, почему так было.

"А сегодня пришел и постучал в дверь монастыря..."

— После того, как человек открывает в себе призвание, если он сознателен в том, что Бог его зовет, и хочет вступить в орден, человек обращается к людям, которые могут помочь и связать его с представителями ордена. Никто не вступает в орден в тот же день: вчера принял решение, а сегодня пришел и постучал в дверь монастыря. Нет. Кандидат пишет письмо, приезжает, присматривается. И только после некоторого времени решает, вступать или не вступать ему в этот орден. Ведь вполне возможно, что есть только общее желание быть монахом — посвятить себя Богу. Но где — в жизни священника или монашеской — человек не знает.

Человек оставляет мир и оставляет светское. Он переступает порог монастыря для того, чтобы благодаря духовному возрастанию, идти и дальше к служению людям. Он не думает о том, от чего ему придется здесь отказаться. Он думает больше о том, что получит в ордене. Думает о том, что встретит Бога. Конечно, определенные ограничения во время его жизни в монашеском мире будут. Есть режим дня, который нужно выполнять, чтобы был порядок. Есть обязанность духовного роста, духовного бдения о себе — чтение святого писания, личная молитва, испытание совести, исповедь, участие в литургической службе...

"Не может сформироваться хороший пастырь своих верующих в чужой стране, так же как и не сформируется хороший пастырь на иностранном языке", — утверждал святой Рафаил Калиновский, восстановитель Кармеля в Восточной Европе. С открытием семинарии в Пинске такая возможность появилась и у нас — готовить священнослужителей, в том числе и наших монахов, на белорусском языке. В 2001 году сразу четыре наших брата поступили на первый курс. И очень приятно, что сегодня мы имеем уже восемь кармелитов, происходящих из Беларуси...

Монашеские обеты

— Человек, который вступает в закон, должен составить три монашеских обета — целомудрия, бедности и послушания. Монах отдает свою волю Богу. Согласно правилам нашего ордена, настоятель, который управляет обществом, является выразителем Божьей воли, поэтому законник должен его слушаться. Все, чем пользуется монах, является собственностью ордена. Сам монах беден — не имеет имущества, так как пользуется только тем, что принадлежит ордену. Монах не может приобретать что-то для себя, впрочем даже и денег не имеет. И вопрос целомудрия. Монах, который дал обет целомудрия — во-первых, стремится к целомудрию своей души, своего сердца, во-вторых, сохраняет также и целомудрие телесное — сексуальность.

Эпилог

...Когда во время службы ты видишь молящегося монаха, начинаешь понимать, насколько силен этот человек. Силен не в плане здоровья или иных физических качеств, а в плане духовном. Неисповедимы пути твои, Господи. Монах пожертвовал карьерой, пожертвовал возможностью стать биологическим отцом, чтобы получить возможность стать отцом духовным для многих людей. Это его решение, его дорога и жизнь.

Илья Лопато.

Справка:

Орден кармелитов — католический монашеский орден. Был утвержден в 1593 году. Его возникновение связано с деятельностью великих кармелитских святых — Тересы Авильской и Иоанна Крестителя, которые выступали за реформацию кармелитского ордена и возвращение к более строгому первоначальному уставу ордена. Сегодня в мире существуют две ветви кармелитского ордена — кармелиты обутые (которые не приняли реформу) и кармелиты босые (которые реформу инициировали).

29 июля 2011 года.

Газета "Звязда", оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=83516