Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — самый мирный музей в мире

Просмотров: 12271Комментарии: 0

Музей, один из лучших в мире по этой тематике, начал создаваться, когда война была еще в самом разгаре. Для нашей страны это не просто музей — это и биография белорусского народа, отражение его сложной судьбы: история народной трагедии, героической борьбы и народной Победы. Точное воплощение патриотизма...

Символично, что в год 65-летия Великой Победы начало возводиться новое здание музея, который, без сомнения, станет знаковым явлением для Беларуси. Глава нашего государства во время прошлогоднего субботника заложил капсулу с посланием потомкам в фундамент нового здания, который языком архитектуры должен свидетельствовать о величии Победы, величии подвига нашего народа.

Именно так говорят о Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны — потому что он свидетельствует и доказывает: войны не должно быть, нигде и никогда.

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

Здание возводится на углу проспектов Победителей и Машерова, недалеко от монумента «Минск — город-герой». Музейный комплекс станет гармоничным скульптурно-архитектурно-ландшафтным ансамблем этого уголка белорусской столицы, социокультурным центром: рядом находится Парк Победы, заложенный в 1945-м, и Комсомольское озеро, торжественному открытию которого 22 июня 1941 года помешала война.

Когда-то наша газета первой сообщила об открытии музея истории Великой Отечественной войны в Минске. А накануне Дня Победы корреспонденты «Звязды» вместе с директором музея Сергеем Азаренко побывали на строительстве нового здания.

Стройка

...Мастер стройтреста № 1 строительного управления № 5 Сергей Игнатенко, плотники Сергей Тимощенко и Сергей Декович работают с прекрасным настроением: как говорится, работа кипит. Уже в нынешнем году планируется возвести каркас нового здания и начать сооружение внутренних перегородок, перекрытий.

Величественная постройка будет представлять собой салют Победы, главный архитектор проекта — лауреат Государственной премии Беларуси, профессор Международной академии архитектуры Виктор Крамаренко (он автор Национальной библиотеки и Минского железнодорожного вокзала).

Директор музея Сергей Азаренок с Сергеем Тимощенко и Сергеем Дековичем на строительстве нового здания музея

Директор музея Сергей Азаренок с Сергеем Тимощенко и Сергеем Дековичем на строительстве нового здания музея около монумента «Минск — город-герой».

— Сама закладка нового здания Государственного музея истории Великой Отечественной войны была весьма символичной, — рассказывает Сергей Азаренок. — Смысл был большой: в этом событии принимали участие три поколения, рядом были Президент Беларуси Александр Лукашенко с сыном Николаем и ветераны. Своеобразное свидетельство продолжения традиций: от тех, кто воевал и добыл Победу, до опытного руководителя государства и, наконец, до маленького мальчика — всех тех, кому в будущем продолжать и развивать приобретения патриотизма.

Здание планируется возвести в 2012 году. А сейчас проводится очень сложная, титаническая работа параллельного проектирования и строительства: детализация, углубление архитектурно-художественного проекта. Колоссальный умственный труд! Еженедельно собирается рабочий штаб.

— Обсуждается каждая деталь, каждый нюанс?

— Необходимо возвести современное мощное здание, и здесь нет и не может быть мелочей.

Вот, например, обсуждаем следующее: каркас купола делать черным металлом или все же нержавейкой или даже титаном? Если сделаем из черного металла, обычного железа — это недорого, прочно, да и при сварке легче... Но через 5-7 лет нужно будет все разбирать, очищать ржавчину — к тому же, следует просчитать, что будет через следующие 10-15 лет. А может, более хозяйственным подходом было бы (чтобы точно — на века!) использовать нержавейку или титан — чтобы последующая эксплуатация здания не была такой чрезвычайно сложной и многозатратной?..

Экспозиция (душа музея)

— Сергей Иванович, как бы вы обозначили основную концепцию музея?

— Музей без границ. Необходимо решить задачу единого комплексного подхода к архитектурно-пространственному и дизайнерскому исполнению музейного комплекса.

— Возводится здание, и вы параллельно работаете над новой экспозицией?

— Да. Мы идем с небольшим опозданием — это зависело от финансирования. Средства выделены, в мае заканчиваем проведение конкурса на проект художественного и технического решения экспозиции, потом состоится очередной конкурс на строительство экспозиции, к этому предметно приступим уже в текущем году.

— Проектированию экспозиции уделяется чрезвычайное внимание?

— И это не случайно. Когда строятся небольшие музеи, до 100-200 кв. м экспозиционной площади, можно все делать параллельно. А у нас огромное пространство — более 3 000 кв. м. Поэтому если не подготовить продуманный проект, может получиться абсолютная какофония (во всем и везде). Такие ошибки недопустимы, так как их исправление будет стоить больших финансовых средств. Расходуются бюджетные деньги, надо быть очень внимательными, чтобы не было промаха.

Поэтому сначала все будет спроектировано — от «а» до «я», — потом вынесено на суд специалистов. Утвержден ученый совет, в состав которого вошли опытные историки и ученые, музееведы, политологи.

Это чрезвычайно важно, так как необходимо определить и уточнить наши позиции в показе определенных нюансов. Скажем откровенно: оккупация — очень сложное явление само по себе, в том числе и тема коллаборационизма: как ее правильно, осторожно, точно указать, без «перегибов»? Или ошибки руководителей в начале войны: большое количество пленных (когда четыре армии вдруг перестали существовать буквально в первые дни войны, и десятки тысяч наших солдат оказались в плену); авиация, которая фактически была уничтожена немецкими бомбардировщиками на аэродромах... Как такое могло случиться, даже если мы не хотели и не планировали воевать, — но ведь есть обоснованные подходы...

Как все это правильно показать? Чтобы ничего не замалчивать, не лакировать и тем более не ерничать: это большая трагедия — и с ней надо делать грамотные выводы, хотя бы в наставление потомкам.

— Здание — это облик музея, а экспозиция — его душа...

— Такие большие экспозиции, как наша, в масштабах такой страны, как Беларусь, строятся раз в 30-40 лет, а военной тематики — еще реже. Поэтому, наверное, придется выйти на международный уровень тендера, так как вряд ли удастся найти опытного высококлассного генерального подрядчика в Беларуси, который бы ответственно сказал: «Да, я освою средства и сделаю экспозицию европейского уровня». Потому что нам не нужно, чтобы Государственный музей истории Великой Отечественной войны стал «испытательным полигоном» для самонадеянных фирм, которые раньше не строили ничего подобного.

Мы предъявляем следующее требование: чтобы организация, которая возьмется за эту ответственную государственную работу, ежегодно проектировала не менее 3-4 тысяч кв. м. экспозиционной площади и чтобы она хотя бы в последние годы сделала одну-две больших экспозиции военной тематики (такая экспозиция существенно отличается от, например, археологической). Здесь должна работать серьезная фирма, которая не позволит себе какую-то авантюру. Если в стране такая есть, именно ей сразу будет отдано предпочтение. А если имеются просто пожелания и обещания... Наша история знает, сколько было пустых, не подкрепленных ничем обещаний, за которые, к сожалению, вынуждено было расплачиваться государство. Деньги ушли в песок, а результатов нет. Этого мы позволить не можем. Ведь самое главное в этой работе — профессионализм и тренировка, которая достигается многократным выполнением подобных заказов. (Сцену Оперного театра, например, построили иностранцы, они ее и обслуживают, потому что даже один «не тот» микрон может привести к ошибке. У нас не требуется такая точность, но чрезвычайно важно правильно подать и подобрать свет, соизмерить предметы в драматургии экспозиции и т.д.)

Название музея — смыслообразующее!

— В новом здании музей не изменит названия?

— Музей истории Великой Отечественной войны — в этом и заключается его глубинное смыслообразующее название. Историческое, патриотическое и символическое.

— Задам вопрос, который мне самой не нравится, но тем не менее он иногда озвучивается отдельными гражданами... не планируется ли расширить название: музей истории Второй мировой войны или вообще музей войн на территории Беларуси?

— Нет, мы все-таки музей истории Великой Отечественной войны. Мы — это Беларусь. Мы — это часть Советского Союза, которая больше всего пострадала, и часть того Советского Союза, который победил. А если Вторая мировая — значит, и Африку надо показывать, и ситуацию в европейских странах, которых затронула война...

Мы будем говорить обо всем в контексте Второй мировой: о ленд-лизе; станут более широкими, развернутся рамки операции «Багратион», в это время открывался второй фронт, были скоординированы и слаженны действия союзников (не только военных, но и политиков). Глубже отобразим и пролог войны, и истоки нацизма (тоже трагедия германского народа)... Сегодняшние реалии, когда идет глобализация, интеграция, когда в Беларусь приезжает много иностранных туристов, — нам важно объективно показать все это.

... А насчет второй части вашего вопроса — мы не пойдем в историю войн, их классификацию: это не музей войн. Да и вообще, нужны ли в Беларуси музеи войн? Мы — не милитаристическое государство... По крайней мере, с исторической точки зрения, отсутствуют четко выверенные подходы и оценки военных событий в Беларуси. Не стоит забывать, что за свою сложную историю наша территория входила и в состав Великого Княжества Литовского, и Речи Посполитой, и Российской империи (я уж не говорю о войнах наших предков в составе Полоцкого и Туровского княжеств и т.д.) — военные события конкретной исторической эпохи достаточно неоднозначные. Тем более что они являются предметом пристального внимания Национального исторического музея Республики Беларусь, областных и районных краеведческих музеев, Гомельского областного музея военной славы, Государственного музея военной истории Министерства обороны...

Ни в коем случае нельзя «размывать» тему истории Великой Отечественной войны, ставить ее в один ряд с другими событиями военной истории. Для нашего народа это была особенная, трагическая по масштабам война, в которой погиб каждый третий житель и в которой против оккупанта поднялся, по сути, весь народ. Ни в одной стране мира такого не было.

Убежден: наш музей — самый мирный музей в мире. Он показывает, свидетельствует, что войны не должно быть — нигде и никогда. Вот почему такими важными остаются уроки Великой Отечественной.

Главное — сохранить свидетельство народного подвига

В новой экспозиции главным и определяющим останется отражение подвига белорусского народа в годы войны, солидарности и взаимопомощи народов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции в борьбе с врагом, показ решающей роли СССР в победе над фашизмом.

— Сейчас, в XXI в., причины, результаты, последствия небывалой по масштабам в истории человеческой цивилизации войны, приобретенный исторический, политический, военный опыт нуждаются в обстоятельном, в том числе и музейном, осмыслении, обсуждении, в избавлении от фальсификаций, мифов и обманов, — отмечает Сергей Иванович. — Необходимо избежать также и лакировки событий. Будет широко представлена жизнь гражданского населения в условиях войны — этим усилится понимание войны, принесшей горе и беды народам, как жестокой и ненужной. Военные катаклизмы — это и человеческие переживания, поэтому стремимся, чтобы посетители музея задумались о своих корнях, о судьбе предков в контексте исторической судьбы Родины, о том вкладе, который вносит каждый человек в историю цивилизации, формируя ее облик и развитие.

— За время существования постепенно менялась и совершенствовалась экспозиционная политика музея?

— Она соответствовала требованиям конкретного времени. Сразу после войны, когда у белорусского народа, прошедшего через жернова трехлетней оккупации, были еще свежи раны от пережитого, от неимоверных людских потерь, — в основу экспозиции была положена прежде всего идея показа трагедии, ужасов, горя оккупации и подвига героев войны. Документы и экспонаты с особым документализмом отражали оккупационный режим и борьбу народных мстителей, партизан и подпольщиков, с врагом.

В период «холодной войны» (1960-1980-е годы) через всю экспозицию проходила соединительная нить между периодом войны и борьбой за мир. Была существенно расширена фронтовая тематика, упор делался на прославление подвига советского народа, который принес мир планете. В экспозиции значительное место занимали личные вещи полководцев и военачальников (реже — младших командиров и рядовых), нередко с одинаковым набором экспонатов: награды, китель, шашка, планшет... Тогдашняя идеологическая установка направляла на отражение руководящей роли партийных и комсомольских организаций, тогда как недостаточное внимание уделялось беспартийным участникам войны, их вклад в Победу был отражен в экспозиции фрагментарно. А роль военнослужащих, оказавшихся в 1941 году в окружении и ставших организаторами и руководителями партизанского движения, практически умалчивалась, как и роль местного населения. Эта диспропорция была частично исправлена при обновлении экспозиции в 1980-е годы и при реконструкции экспозиционных залов в 1996-2005.

фото парада из архива музея истории ВОВ в Минске

В период «перестройки» общество стало более открытым, достоянием гласности стали ранее неизвестные документы, что нашло отражение и в музейной экспозиции. Была введена информация о противнике, были помещены фотодокументальные материалы, переданные германской стороной, и материалы по антигитлеровской коалиции, об Армии Крайовой.

Вместе с тем, в это время в некоторых СМИ огромным потоком пошла и прямая фальсификация как хода войны, так и ее результатов в целом. Неожиданно крен позитива пошел в сторону нашего противника периода войны. Почти полностью исчезла информация о советских военачальниках и героях войны, зато содержалось большое количество информации о лучших летчиках люфтваффе, командирах третьего рейха и т.д. В этих сложных условиях музей сохранил историческую преемственность и патриотическую направленность — как, кстати, и старейшая белорусский газета «Звязда», в войну — газета-подпольщица и партизанка.

«Звязда» в музейной экспозиции

— В экспозиционных планах значится: реконструкция партизанской типографии и конспиративной квартиры...

— «Звязда», наша родная белорусскоязычная газета, оставила значительный след в истории Великой Отечественной войны. Не случайно памятник первому редактору подпольной «Звязды» Владимиру Омельянюку и другим звяздовцам-подпольщикам стоит на главной площади Минска, площади Независимости.

Несколько лет назад, к 90-летию газеты, мы совместно проводили акцию «Строка »Звязды«в истории страны». Тогда же сделали интерактивную зону, партизанскую землянку-типографию, где каждый может подойти и «прокатать» партизанскую листовку, взять оттиск... Именно вот так, практически вживую, мы хотим сделать и конспиративную квартиру. Чтобы посетитель сразу, что называется, попал в «среду обитания», оказался в тогдашней атмосфере, обстановке. Он словно в той системе, в подпольной конспиративной квартире: интерьер будет создан при помощи аутентичных музейных предметов.

— И действительно, главное в музее — живой экспонат, остальное можно посмотреть и в интернете...

— Безусловно! У нас были коллеги из многих музеев военно-исторической тематики и вообще национальных музеев из других стран — все в один голос говорят: самый богатый предметный ряд. И заменять его «чистой» технологией просто бессмысленно и безрассудно.

— Сергей Иванович, видимо, появится возможность больше рассказать и про патриотов, готовивших подпольную «Звязду»...

— Постараемся сделать так, чтобы внимание посетителей больше заострялось на этих людях. Потому что, когда сейчас идешь по залу, посвященному подпольному движению, наблюдается определенное однообразие: один ряд планшетов. Да, исторически — все точно, классически — все правильно, и все же... А новый подход поможет ближе познакомиться с судьбой людей, которые боролись и жертвовали жизнями.

«Живая экспозиция» — с учетом мировых стандартов

— Музей сделал заявку на уровне мировых стандартов?

— И это не преувеличение. Новая экспозиция нашего музейного храма будет состоять из тематических блоков, при этом сохранится хронологическая последовательность: предвоенный (межвоенный) период, военные события 1939-1945 гг., оккупационный режим, партизанское движение и подпольная борьба, восстановительный период. Причем в каждом из экспозиционных блоков будет функционировать свой центр с реконструкцией исторического сюжета и среды.

Доминантами новой экспозиции станут уникальные коллекции музея: оружия, боевых знамен, печатных и рукописных партизанских изданий, плакатов, предметов обмундирования. Экспозицию предполагается построить преимущественно на настоящих, подлинных предметах, но для сохранности уникальных, хрупких, склонных к разрушению предметов (фотографии, документы, плакаты, газеты, листовки и т.д.) будут заказаны муляжи, макеты и копии.

Экспозиция станет не просто собранием исторических реликвий, но и рабочей площадкой для оживления исторических событий с использованием всех современных технологических достижений мировой музейной практики — именно для создания «живой экспозиции».

Интерактивные объемно-пространственные композиции и диаграммы «Лагерь смерти Тростенец», «Минский котел», другие представляют реконструкцию исторических событий — ради создания условий максимального проникновения посетителя в историческое окружение. Так, в штабной землянке, надев наушники партизанской радиостанции, посетитель услышит сигналы азбуки Морзе, сможет попробовать записать или расшифровать какое-либо сообщение.

Экспозиция будет оснащена разнообразными аудио— и видеосредствами для демонстрации голосов, шумов, музыки, видеоматериалов, изображений документов и справочных материалов. Современные технические средства позволяют реконструировать небольшие сюжеты или конкретные предметы в электронном виде. Например, на мониторах, встроенных в экспозиционное оборудование, посетители увидят процесс построения партизанской землянки и ее внутреннее обустройство во всех проекциях.

Будут созданы электронные каталоги и справочники для представления в инфокиосках.

На каждом экспозиционном уровне создадим возможность для интерактивного отдыха. Посетители смогут получить дополнительную информацию об исторических событиях через инфокиоск или плазменный экран, рядом будут расположены дисплеи, где можно будет записать собственные воспоминания об исторических событиях или выразить свое отношение к ним.

Перед музеем заработает площадка с боевой техникой и тяжелым вооружением Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Самолет Ли-2, размах крыльев которого составляет 28 м, также расположится на прилегающей к зданию музея площадке в Парке Победы и станет центром экспозиции под открытым небом «Партизанский лагерь», где для желающих будут организованы интерактивные экскурсии «Самолеты летят к партизанам».

Техническая инфраструктура обеспечит надежность защиты музейных предметов. Будут соответствующим образом оборудованы фондохранилища и реставрационные мастерские.

Научно выверенная экспозиция развернется в привлекательной для посетителей музейной среде: сегодня рынок диктует разработку новых форм работы. Мировая практика свидетельствует, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические центры и центры досуга. Это существенно меняет подход к организации музейного пространства.

Постараемся обеспечить всем комфортное пребывание в музее, в том числе и людям с ограниченными физическими возможностями. Среди объектов инфраструктуры: буфет (ресторан), интернет-кафе, сувенирный магазин, киновидеоцентр с функциями пресс-центра, лекционная, выставочные (презентационные) залы со сменным оборудованием, автостоянки, в том числе для автобусов.

— Действительно мировой уровень!

— Часть залов будет оснащена аудиосистемами в виде телефонных трубок или наушников для индивидуального прослушивания музыки и песен довоенных и военных лет, а также аудиозапись с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, сообщениями ТАСС, сводок Совинформбюро (голос диктора Юрия Левитана).

Интересным будет и общее звуковое оформление. В зависимости от зала звук может быть неожиданным и громким (артиллерийская канонада, воздушный налет, лай собак) или тихим и лирическим (звуки леса, потрескивание костра, песни и т.д.).

— Во многих музеях мира для туристов предусмотрен аудиогид...

— Наша экспозиция также будет оснащена системой «аудиогид» на белорусском, русском, английском и немецком языках для самостоятельного знакомства с экспозицией. Для зарубежных посетителей будут установлены указатели-пиктограммы с текстом на английском языке.

Центр общественного диалога

— Музей должен стать центром общественного диалога по вопросам истории Великой Отечественной войны, — убежден Сергей Азаренок. — Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 66 лет, во взрослую жизнь вступает уже третье поколение, которое не испытало на себе войну, и очень важно учитывать общее мироощущение этих молодых людей. Сегодняшней молодежи доступна вся информация, которой переполнен интернет. С одной стороны, это дает возможность с разных сторон посмотреть на конкретную проблему, а с другой — молодому человеку непросто разобраться в многообразии взглядов и мыслей.

Взаимопонимание, которое установилось между бывшими противниками, способствует сохранению стабильности в мире. Однако в последние годы, особенно с уходом из жизни ветеранов Великой Отечественной войны, усилилось противоборство в оценках событий войны. На одной чаше весов — историческая правда, на второй — фальсификации...

В новом здании музея будут созданы все условия, чтобы Правда Истории была неоспоримо засвидетельствована фактами, которые сами по себе являются аксиоматичными аргументами.

Беседовала Татьяна Подоляк, 7 мая 2011 года.

Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=78757

Далее: какой будет новая экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны?