Шесть лет назад два молодых музыканта из Бобруйска — Миша Накарашвили и Кирилл Матюшенко — отправились завоевывать Москву. Ради этого они оставили достаточно популярный бэнд «Кифа», в котором выступали, комфортную жизнь в родительском доме и другие привилегии юности. У ребят была единственная мечта — создать стильную рок-группу, которая сможет претендовать... ни больше, ни меньше как на мировую известность. За это время им пришлось пройти много испытаний — нищету, предательство, унижение со стороны «больших боссов»... Но «бобруйские акулы» (так называли ребят в музыкальной тусовке) не только выжили в московском «океанариуме», но и отвоевали свое место под солнцем. Сейчас сложно найти неравнодушного к современной музыки человека, который хотя бы раз не слышал о группе Nuteki. Корреспондент «Чырвонай Змены» встретился с лидером бэнда, который рассказал о неформатном музыкальном продукте, участии в отборе на Евровидение и наполеоновских планах.
Начало, или «Стекло души»
Свою первую группу Миша и Кирилл организовали еще в старших классах. Ребята просто собирались у подъезда, играли на гитарах, переделывали известные песни. Местный «музыкальный бэнд» знали все, иногда приглашали на «квартирники». Но настоящая популярность пришла к музыкантам после того, как они вошли в состав «Кифы».
— На тот момент «Кифа» уже была достаточно раскрученной группой. Тем не менее мы понимали, что это... не совсем то. И особенно это чувствовалось, когда мы участвовали в каких-то фестивалях и сравнивали себя с другими бэндами. Разница была просто космическая! Что только заставляло нас развиваться. Мы приезжали с фестивалей, закрывались в комнате и с воодушевлением репетировали сутками напролет. Как раз на таком вот подъеме в 16 лет мы с Моцем и написали наш хит «Стекло души».
Однако ребята понимали, что так и «завязнут» на местечковом уровне, если не попробуют все кардинально изменить. Поэтому Миша и Кирилл вдвоем отправились в Москву, так как остальные члены группы не поддержали их авантюру.
— Несмотря на то, что мы только что закончили школу, мы уже не были детьми. Раньше ведь не было интернета, мобильных телефонов, и жизнь мы постигали не в социальных сетях, а на улице. Учились налаживать отношения со сверстниками, отстаивать свои интересы... В 15 лет я уже начал подрабатывать во время каникул, чтобы зря не терять свое свободное время. Все это собиралось в один пазл, и поэтому мы знали: в Москве не пропадем!
В чужой монастырь — со своими правилами!
Миша признается, что было очень трудно. Приходилось кушать только вермишель, ночевать в спальниках на кухне у друзей, днем работать официантами, а в свободное время — писать песни. Кроме этого ребятам постоянно напоминали, откуда они приехали... Но, кажется, всем вопреки они создали новую группу — Nuteki.
— Продвигать новый бэнд было непросто. Но еще сложнее оказалось научиться жить по чужим правилам. Например, как было в Бобруйске? Выносишь яблоко на улицу и первое, что делаешь, — делишь его на всех. В Москве это нереально. Ты можешь прийти в гости и остаться голодным. И такой принцип там повсюду: в деньгах, работе, связях... У нас и получилось что-то только потому, что коллектив близких людей был очень заряжен определенной идеей. Нет никаких препятствий, если у тебя есть мечта. Почти все шесть лет мы существовали в кризисных условиях, без продюсера, делали и продолжаем делать неформатную музыку, и мы все еще на плаву и по-прежнему строим наполеоновские планы.
Если в Беларуси песни группы крутят по радио, потому что Nuteki — это уже бренд, то в России ребята остаются без ротации. Говорят: неформат. При этом продюсеры ведущих музыкальных телеканалов и радиостанций признаются: «Вы классные!..» А потом добавляют: «Но нам не подходите».
— Ведь они знают, что наша музыка — слишком западная для здешних широт. Но в этом есть и позитивный момент — мы окончательно убедились в том, что надо ориентироваться на Запад. Сейчас готовим к выпуску EP (мини-альбом. — Авт.) с англоязычными композициями. Кроме этого, у нас уже расписан график участия в музыкальных фестивалях по всей Европе, планируем выступить и в США. Кстати, на Западе аудитория лояльна, и она очень хорошо принимает музыкантов из Восточной Европы. Для тамошней публики в этом есть какой-то шарм. Это как рэпер откуда-нибудь... из Кореи! Не зря же весь мир так взбудоражил Gangnam Style.
Принцип домино...
Два года назад Nuteki переехали в Минск. Прежде всего, из-за экономической выгоды. Зачем переплачивать большие деньги в Москве, если и в белорусской столице также можно делать музыку, только по более «приятному» ценнику? За это время ребята дважды участвовали в «Еврофесте» — белорусском отборе на «Евровидение», но оба раза останавливались в шаге от победы. На вопрос, что подтолкнуло амбициозную и самодостаточную группу поучаствовать в телешоу, которое в последние годы славится скандалами и интригами, Миша отвечает просто:
— Борьба за аудиторию. Каждый год Евровидение смотрят 300 миллионов человек. И даже если бы после конкурса на нашу страницу в «Фейсбуке» зашло 100 тысяч человек — это уже был бы отличный результат. Здесь я руководствуюсь позицией «Why not?» (Почему нет?). Ведь профессионально мы развиваемся по принципу домино: выпустил сингл — одна «доминошка», снял клип — вторая, записал альбом — третья, поучаствовал в «Евровидении» — четвертая и т. д. А потом одна из них падает — и ты вдруг видишь общую картину. И понимаешь, ради чего все это время работал. Мы не знаем, в какой момент и какая «доминошка» упадет, важно просто их ставить. С «Евровидением», к сожалению, не получилось. Скажу честно, было очень обидно. И не за конкретный результат, а за ситуацию в целом. Когда сталкиваешься с подобным лично, начинаешь понимать, почему в России белорусскую музыкальную культуру продолжают ассоциировать преимущественно с «Песнярами» и Олесей. Разве мы не можем делать что-то современное и качественное? Можем! Только кому-то это совсем не нужно...
Не упустить свой шанс!
Недавно три песни группы выбрали в качестве саундтреков к российскому фильму «Нереальная любовь». Для ребят это был первый подобный опыт. Однако дебюта в кино могло бы и не быть.
— Специально для промо мы сняли клип. Но режиссер сказал, что нужно сделать другое видео, которое следует из канвы фильма. В клипе главный герой фильма должен был употреблять алкоголь. Но это противоречит нашим принципам. Мы не поддерживаем алкоголь, наркотики, разврат и т. д. Ни в какой форме! И принципы мы не нарушаем. Начнем идти на компромиссы — потеряем самое главное. Команду... Когда ты делаешь шаг в сторону принципов, но теряешь финансы, популярность, влияние, ты никогда не проиграешь. А если изменяешь принципам ради финансов, популярности, влияния, вот тогда ты проиграешь самую главную битву в своей жизни. Битву с самим собой. В результате эта сцена была снята без алкоголя.
Но еще больше, чем кино, Мишу вдохновляет идея написать книгу.
— В ней я хочу рассказать о нашем пути от Бобруйска до Нью-Йорка (в том, что все у нас получится, мы не сомневаемся). Уверен, что наша история может изменить жизнь целого поколения. Обычный парень из региона, взяв книгу в руки, скажет: «Я могу так же! Моя жизнь не ограничивается скамейкой у подъезда». И это произведение будет не о том, что обязательно нужно куда-то уезжать. Речь о том, что привыкать к медленному течению жизни — опасно. Так можно пройти долгий путь, но так и не узнать, на что ты способен. Ведь человек понимает свой потенциал только тогда, когда постоянно ищет новые вызовы. А у нас по-прежнему бытие определяет сознание, а не наоборот. Загляните в любую школу и спросите у старшеклассников об их мечтах. Вы схватитесь за голову! Подавляющее большинство ответит: «Закончить школу, отучиться в колледже, поступить в институт, устроиться на работу и зарабатывать деньги». И все!.. Когда-то из шести музыкантов только двое попытались достичь большего. Через три года один из тех, кто остался здесь, пришел на минский концерт Nuteki в битком забитый клуб «Реактор». В свое время этот парень не рискнул поехать с нами в Москву, потому что хотел доучиться на сварщика. Был уверен, что эта профессия поможет ему в жизни значительно больше. Но когда я у него спросил, работает ли он сейчас сварщиком, услышал в ответ: «Нет. И вряд ли когда-нибудь буду...». И, возможно, кто-то, прочитав эту книгу, поймет, что это он — тот самый робкий музыкант, который, может быть, теряет свой самый большой шанс в жизни.
Дарина Запольская. Фото: личный архив группы, Вероника Гусева (A-ONE UA), 27 февраля 2014 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2014/02/33579.html