Мастер-классы по вырезанию ложек, двойному ткачеству, а также по изготовлению уникального напитка «Лесной» можно пройти в новом Музее народного быта и старинных технологий
Этот музей находится в пружанской части Беловежской пущи, отсюда до Евросоюза — три-четыре километра напрямик. Совсем рядом пункт упрощенного пересечения границы «Переров-Беловежа». У кого есть виза, может перейти пешком или переехать на велосипеде государственную границу, и через три километра — польская деревня Беловежа. Кстати, так и делают некоторые посетители гостевого домика, оборудованного рядом с Музеем народного быта и старинных технологий.
Пункт упрощенного пересечения границы «Переров-Беловежа». Изображение сервиса «Яндекс. Карты»
Усадьба на границе с Евросоюзом
Новый туристический объект давно задумали в национальном парке. В Каменюках есть гостиницы, рестораны. Там отдыхают туристы, гости ходят на экскурсии, любуются вековым лесом, в музее природы им рассказывают об особенностях флоры и фауны. Но сотрудники пущи давно планировали принципиально новый объект, который показал бы самобытность прежних лесных жителей. С давних времен повсюду в пуще ютились маленькие села. Из-за их удаленности от других населенных пунктов люди привыкли вести почти натуральное хозяйство. В усадьбе бывшего пущанца выращивали и производили все, что нужно для жизни. Хозяин возводил немало подсобных помещений, во дворе было много домашних животных. Хозяйка пряла, ткала, пекла хлеб, в доме не снимали колыбельку, а по праздникам приезжали гости.
Такой двор и появился в глубине леса на месте прежнего настоящего. От прежнего остался лишь фундамент. А когда начали стройку, пришлось много копать. Нашли даже пулю времен турецкой войны, фрагмент награды — креста эпохи ранней Российской империи, монеты, пуговицы. Значит, люди здесь жили веками.
Сейчас гостей в новой усадьбе встречает культуролог Светлана Кобылкевич. Светлана Ивановна уверена, что в этом месте очень хорошая энергетика. И действительно, мы только вышли из машины, прошли по грабовой аллее, и охватило какое-то особое чувство тишины и покоя.
— Наши предки очень внимательно подходили к выбору места будущего жилья. Никогда не строились там, где случались убийства, пожары или оставила след природная стихия, также на перекрестках дорог или на заброшенных дорожках — в народе эти места считались недобрыми. Предпочтение отдавали тем участкам, где велись муравьи, пчелы, осы, шершни, где отдыхали дикие животные.
Усадьба в Перерове не имеет недостатка в различных обитателях. В скворечниках здесь ведутся не только скворцы. Один домик на дереве заняли шершни. Рядом живут пчелы. И что интересно, насекомые мирно сосуществуют, а считается, что шершни убивают пчел. Бывают и гости из леса. Еноты приходят чего-нибудь перекусить, недавно видели вблизи и красавца-оленя. На озере, в нескольких километрах отсюда, нам посчастливилось увидеть орлана-белохвоста. Огромные величественные птицы стояли на льду. После них даже трудно представить еще одного коренного обитателя пущи — королька, трое птенцов которого помещаются в наперсток...
По обычаям предков
Светлана Ивановна рассказывает, как строили дом раньше. Во всей округе до сих пор, кстати, считается хорошим тот дом, который возведен из пущанского дерева. Так вот опытный хозяин деловую древесину заготавливал зимой или самой ранней весной, когда животворные соки дерева были в земле. Особое внимание уделялось закладке первого венца. В восточном углу всегда клали горсточку зерна, немного меда в сотах, а также освященную веточку можжевельника. Все это служило впредь оберегом жилища.
И заселение в дом было особым обрядом. Далекие предки верили, что тот, кто первым переступит порог, первым и умрет. Поэтому сначала на ночь пускали кота или петуха. Считалось, что кот первым встречает хозяина на том свете, а петух — символ всего хозяйства, без него скотина не ведется и корова не доится. Уже на следующий день в дом заходили люди. Глава семьи держал на пороге рушник, за который по старшинству один за другим брались все домашние — и вместе переступали порог. При этом не забывали позвать домового из своей старой избы. Порог имел особое значение, его почитали как ворота в другой мир. Поэтому и сейчас на Полесье через порог не одалживают и не здороваются.
Спрашиваем у Светланы Ивановны, на основании какого материала она составляет свой интересный и увлекательный рассказ о пущанских традициях. Оказалось, что родилась и выросла нынешняя гид совсем недалеко, на пружанской оконечности пущи в деревне Ровбицк. Многие предания своего края знает с детства. А позже с дочерью, студенткой филологического факультета, провела целую экспедицию по окрестным деревням. Записывали легенды, песни, сказки, собирали старинные орудия труда, которые хранились у старушек на чердаке.
И сейчас Музей народного быта и старинных технологий имеет неплохую коллекцию вещей, которыми пользовались предки. В сенях стоят двое жерновов, изготовленных из цельной колоды, — хоть сейчас мели зерно. Одни жернова привезены из Пружанского района, вторые — из соседнего Каменецкого, как и ступы для измельчения круп. Интересно, что в одной местности сделано так, что нужно толочь в ступе одной рукой, и таким образом можно менять руки, а во второй надо работать на всю силу сразу обеими руками.
В зале женских ремесел нам рассказывают, как проходили раньше деревенские посиделки. О, это не только совместное ткачество, прядение. Это, по-нынешнему, тусовка, выход в свет. Здесь знакомились, ухаживали под пристальным и искушенным взором мам. А потом и сватов засылали.
И прялка, и пивоварня
Сейчас в зале стоит станок для двойного ткачества. Эта техника сохранилась в считанных уголках страны. И мастериц, которые ей владеют, единицы. Когда проводятся праздники или ожидается большая экскурсия, приезжает Мария Яговенко из Ровбицка и дает желающим мастер-класс. Приезжают также бондарь и резчик по дереву. Гости могут под руководством мастера вырезать, например, простую ложку и забрать ее на память.
Но главной достопримечательностью новой усадьбы мужчины-посетители называют пивоварню. Здание из бревен под камышовой крышей стоит чуточку поодаль. Здесь производится фирменный напиток «Лесной». Сергей Токарчук, лесник местного лесничества, ответственный за качество «пущанки», говорит, что делают ее так, как делали деды: обязательно родниковая вода, мука из ржи или тритикале. Есть немало нюансов относительно температурного режима, вымешивания, подготовки браги. Из двух мешков муки получается от двух до трех ведер оригинального 52-градусного напитка.
Попробовать его можно в таверне «Хуторок», которая служит дегустационным залом комплекса. Стоимость «пущанки» сопоставима с ценой виски. Как рассказала хозяйка таверны Елена Хомич, водка и коньяк отдыхают на барной полке, на них нет спроса. А вот под «пущанку» гости с удовольствием угощаются картофелем, заправленным жареным салом и колбаской по домашнему рецепту. Ну и соленые огурчики и помидоры, квашеная капуста, которые здесь сами заготавливают, также в почете.
Светлана Кобылкевич не сомневается в существовании хозяина из подпечка
— Новый музейный комплекс заработал недавно, в конце прошлого года. Здесь успели побывать туристы из России, Польши, Украины. И свои люди не обходят, — рассказывает хозяйка гостиницы Ирина Бульчук. — В гостиничном домике есть три номера для тех, кто особенно ценит покой и тишину. Правда, ее скоро нарушит многоголосый птичий хор. Но затишье перед весной в пуще также особенное.
— На хуторе все особенное, — убеждает нас Светлана Ивановна. — Домовенок, например, наш хозяин из подпечка.
— ?!
— Накануне открытия дом убрали, вымыли окна, покрыли лаком пол в сенях и заперли дверь. Утром открыли — а на полу три отпечатка голой ступни 32-33 размера.
Их хорошо видно и сейчас.
Светлана Яскевич. Пружанский район, 14 марта 2015 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2015/03/75463.html