Корреспондент "Звязды" побывала в Несвиже и ощутила, чем привлекает нынешняя культурная столица страны.
Когда ехала в Несвиж, в автобусе познакомилась с девушкой, студенткой четвертого курса Белорусского государственного лингвистического университета. На вопрос, где бы хотела работать после окончания учебного заведения, она ответила — на своей малой родине. В национальном историко-культурном музее-заповеднике "Несвиж".
— А знаете, кстати, сколько комнат было в замке Радзивиллов? — неожиданно спросила спутница. И сама же ответила на вопрос: — Триста шестьдесят пять, как дней в году. Поэтому князья Радзивиллы меняли место проживания почти каждые сутки.
— Действительно так? — поинтересовалась я позже у заведующего сектором музея-заповедника Алексея Будника.
— Это фантазии моих земляков, — засмеялся он. — Понятно, что жители Несвижского района, как настоящие патриоты своего края, хотят подчеркнуть величие дворца, состоятельность его хозяев. Сколько на самом деле было комнат в сооружении, трудно сказать. Специалисты называют разные цифры, кто-то — 180, а кто и больше.
Алексей Михайлович приглашает меня в информационный зал, с которого именно и начинаются экскурсии по замку. О богатой истории семьи Радзивиллов и их родового гнезда, историю города, его памятников культуры, архитектуры. Именно здесь гости черпают первоначальные сведения с помощью гидов, а также аудио— и видеотехники.
Переходим с экскурсоводом в другой зал — истории Несвижского замка и строительства.
— В конце XVI века на месте деревянной постройки появилась каменная. На ее возведение расходовал средства князь Михаил Радзивилл по прозвищу Сиротка. Вместе с замком менялся и сам населенный пункт, где возникали очень интересные каменные строения: ратуша, костел, монастыри и другие. Можно с уверенностью говорить, что именно тогда Несвиж превратился из небольшого городка в современный европейский город, который получил магдебургское право в 1586 году. Кстати, тогдашние жители любили шутить, мол, в Несвиже — как в Париже. Но в Несвиже дома ниже да грязь жиже. Выдумка это или нет, сегодня трудно сказать.
— На этой гравюре Томаша Маковского показан уже новый, каменный Несвиж и замок, — рассказывает Алексей Михайлович. — А вот здесь, в центре зала, расположен недавно сделанный макет дворца. В XVI веке здание занимало пять с половиной гектаров, по разным данным, в нем размещалось более 110 комнат и около 12 больших залов.
В зале архива и библиотеки привлекает внимание карта с перечнем стран, где находятся архивы несвижских Радзивиллов: Россия, Украина, Литва, Польша, Германия, Финляндия. Тем не менее работники музея утверждают, что список государств, обладающих ценными приобретениями, можно продолжить.
Кстати, в этом зале в советские времена демонстрировались кинофильмы. Пол здесь был деревянный. Но при реставрации выяснилось, что под настилом сохранилась оригинальная плитка XIX века.
— Много ли во дворце бытовых вещей, связанных с жизнью вельможных хозяев?
В ответ Алексей Михайлович приглашает в выставочный зал. В специально приспособленных для экспонатов новеньких витринах обращают на себя внимание фрагменты знаменитых слуцких поясов XVIII века, а также остатки оружия и боевых доспехов XVI в, найденных под полом одного из помещений. Белорусские реставраторы много поработали над экспонатами, чтобы привести их в надлежащий вид. И теперь они как новенькие, только что снятые с всадника. Таким редким экземплярам позавидует любой музей.
В результате пуска первой очереди дворцового комплекса открыто пять небольших залов. Всего же планируется оформить тридцать. Но это в перспективе. А пока в конце декабря — начале января открыли двери для посетителей четыре новых зала.
В белом, оформленном в привлекательных светлых тонах, магнаты когда-то устраивали небольшие балы. Реставраторы сохранили здесь статический интерьер, частично — оригинальные деревянные панели и лепнину на потолке. Чтобы посетители могли проникнуться тогдашней атмосферой, музей приобрел мебель XIX века, украсил стены живописными полотнами, которые хранились в национальных историческом и художественном музеях. Как отметил Алексей Будник, во дворце Радзивиллов насчитывалось 984 картины. Поэтому в замыслах руководства и сотрудников — украсить помещение копиями оригиналов, находящихся за рубежом.
В малой столовой, где Радзивиллы питались, сразу бросается в глаза большой стол, а рядом — меньших размеров, где сидела прислуга и следила за тем, чтобы вовремя поднести хозяевам пищу. За дверью — небольшое помещение (креданс) для сервировки блюд. Меню было разнообразным. Например, в XVIII-XIX веках применяли такие интересные угощения, как губы лося, почки медведя.
В каминном зале сохранилось много старины: сам камин, печь, деревянные балки на потолке. Но больше всего меня заинтересовали "курульные" кресла.
— Такие впервые появились в древнем Риме специально для членов сената, — пояснил Будник. — Но сидеть в них было очень неудобно.
По разным данным, в восстановленном гетманском зале на протяжении XVIII века размещались портреты гетманов из рода Вишневецких и Радзивиллов, которые были родственниками. После российско-шведской войны замок был разрушен, и восстанавливал его Михаил Казимир Радзивилл V со своей женой Франтишкой Уршулей (в девичестве Вишневецкой). Поэтому реставраторы поместили здесь два герба знатных семей, чтобы показать их связь, взаимопомощь друг другу в нелегкие времена.
Пока здесь изображения только четырех представителей. Честно скажу, комната впечатляет своими размерами, великолепием, убранством. Но, как заверил мой собеседник, она станет еще лучше, когда здесь появятся копии оригиналов всех портретов гетманов со стороны обоих магнатских родов. Для этого уже подготовлено место. Кроме того, в гетманской планируется проводить брифинги, конференции, заседания знаменитых лиц, которые будут посещать музей, для чего здесь установлены стилизованные кресла на 100 человек.
В перспективе сотрудники музея планируют организовать еще несколько экскурсионных маршрутов по залам. А если позволят соответствующие службы, то и по переходам, валам замка, восстановленным бастионам, с тем, чтобы рассказать посетителям о героических событиях, осадах, которые выдержал замок в XVII веке. Разрабатываются маршруты по местам города и района, связанных с жизнью Радзивиллов. Они заработают, когда у музея появится больше финансовых возможностей.
— Но это пока в планах. Теперь же заботимся о том, как наилучшим образом обустроить дворец, создать соответствующую инфраструктуру и условия для туристов, усовершенствовать услуги, — отметил Будник. — На мой взгляд, это дело не только музея, но и индивидуальных предпринимателей, торговли, всех заинтересованных служб района.
Сегодня билет для посещения дворцового ансамбля и парка стоит для взрослых 20 тысяч рублей, для детей и студентов — 10. Для сравнения: в странах Западной Европы 10 евро и больше. Музейщики закупили 35 аудиогидов, плееры для обслуживания туристических групп.
Татьяна Лозовская, 27 января 2012 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=92391&idate=2012-01-27