Как и почему фильмы в Беларуси получают ограничение по возрасту или попадают в черный список

Просмотров: 6076Комментарии: 0

Как отличить насилие от «социалки», а порнографию от эротики

Такой вопрос волнует каждого, кто выбирает, на какой фильм пойти в кинотеатр. Но есть люди, которых волнует другой вопрос: показывать или не показывать?

«Звязда» выяснила, как и почему фильмы в Беларуси получают ограничение по возрасту и почему некоторые ленты попадают в так называемый список фильмов, запрещенных к распространению на территории нашей страны.

Странное соседство: классика и непристойность

— Сразу нужно уточнить, — говорит Елена Матус, главный специалист управления регистрации и классификации киновидеопродукции Департамента по кинематографии Министерства культуры, секретарь Республиканской комиссии (РЭК) по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, — что мы не запрещаем фильмы, а не рекомендуем для просмотра и распространения. Этот в народе список стали называть списком запрещенных фильмов.

Раньше список этих фильмов находился в общем доступе на сайте Минкульта, но несколько месяцев назад исчез. Впрочем, его и так уже давно растащили по интернету. Но значит ли его исчезновение с официального сайта, что этого списка больше не существует в нашей стране?

— Дело в том, что помимо сайта Минкульта, этот список распространяется по другим ресурсам. Зачем делать рекламу тому, что не рекомендовано, — рассказывает Владимир Глускер, заместитель начальника управления регистрации и классификации киновидеопродукции Департамента по кинематографии Министерства культуры. — Еще одна причина, по которой этого списка сейчас нет на сайте: он пересматривается. Некоторые фильмы, возможно, будут оттуда вычеркнуты.

Действительно, мир сегодня стремительно меняется, взгляды на искусство и мораль — тоже. Во время сексуального раскрепощения и общедоступности любой информации, видимо, взгляды на запрещенные фильмы должны быть не такими, какими были даже 20 лет назад. И вообще, где те границы, и какие они, эти критерии, которые безошибочно определяют, где эротика, а где порно, где насилие, а где «социалка»? Много споров относительно списка было и в связи с тем, что в нем рядом с откровенно жесткими и порнографическими лентами соседствуют фильмы, являющиеся классикой мирового кино и удостоились или номинированы на самые престижные кинонаграды мира. Так, например, в списке есть ленты итальянца Пьера Паоло Пазолини, австрийца Ульриха Зайдля, француза Кристофа Оноре, аргентинца Гаспара Ноэ, чьи фильмы — прекрасные примеры непревзойденного мастерства авторского кино.

Раз комиссия, два комиссия

Прежде чем дальше рассуждать о роковых и судьбоносных отличиях искусства от неискусства, нужно объяснить еще вот что. Сегодня в Беларуси действует две комиссии, которые тем или иным образом влияют на судьбу всей киновидеопродукции, поступающей в страну — как для кинотеатрального просмотра, так и для продажи на цифровых носителях.

В далеком постперестроечном 1992 году было создано республиканское учреждение «Государственный регистр киновидеопрограмм», которое и занималось классификацией всей кинопродукции, появляющейся в Беларуси. Времена тогда были непростые, в кинематографе господствовали чернуха-порнуха и другая правда-матка, начали появляться видеокассеты — атрибут людей новой генерации. Для того, чтобы каким-то образом сдержать и отсортировать большой поток самого разного кино и «кино», решили создать две комиссии: классификационную и Республиканскую (РЭК) по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости.

Первая комиссия занимается регистрацией фильмов и классификацией их по возрастному принципу. Такая практика с некоторыми отличиями существует повсюду в мире. В Беларуси шесть классификационных категорий:

  • 0 — для детей-дошкольников и младшего школьного возраста. В основном это анимация, фильмы образовательного характера;
  • 1 звезда (*) — для любой аудитории. Здесь в основном фильмы для семейного просмотра;
  • 2 звезды (**) — для детей до 14 лет в сопровождении родителей или педагогов. Сюда входят фильмы, которые могут потребовать пояснений взрослого человека;
  • 3 звезды (***) — для лиц, старше 16 лет. Сюда включаются фильмы, которые могут навредить психике взрослеющего человека;
  • 4 звезды (****) и Э18 — две категории, которым следует ограничивать аудиторию лицами, старше 18 лет. Во вторую входят только эротические ленты. Предполагаемые фильмы, которые будут включены в эти категории, передаются классификационной комиссией в РЭК для получения экспертного заключения.

РЭК, по сути, работала и до 1992 года, но с этого времени активизировала деятельность. Основное ее направление — «проблемные» фильмы. Но не только до достижений кино имеют дело члены комиссии. Им на экспертизу приносят материалы и правоохранительные органы.

Прийти к максимально объективному решению относительно того или иного фильма обеим комиссиям помогают специалисты, входящие в их состав. Специалистам отличить порнографию от эротики или с математической точностью определить, что вот этот конкретный фильм можно смотреть только с 14 лет, гораздо легче, чем простым смертным зрителям. Поэтому в составе комиссий специалисты, эксперты различных ведомств, в том числе министерств информации, культуры, образования, Минского епархиального управления и др. Работают кино— и искусствоведы, юристы, врачи-психиатры, педагоги. РЭК с 2001 года бессменно возглавляет Нина Фрольцова, профессор Института журналистики БГУ.

Насилие vs. социалка, порно vs. эротика

Граница между этими явлениями бывает настолько шаткая и размытая, что растеряться могут даже специалисты. Сложности добавляет еще и авторская подача, художественная форма. Ведь если речь идет о кино, а не о материалах правоохранительных органов, это, в первую очередь, именно искусство. И для достижения своей авторской художественной цели режиссер может пойти на различные ухищрения, провокации и жестокость. Тем более что арт-хаусу прощают многое. Тут вспоминаются фильмы австрийца Михаэля Ханеке, который недавно получил главный приз Каннского кинофестиваля. Какой его фильм ни возьми, во всех он исследует, препарирует ненормальные формы проявления человеческой сексуальности или психологию насилия, доминирование одного человека над другим. И откровенно жестоких, даже патологических сцен в его лентах довольно много. Но это не пропаганда жестокости. Это попытка исследовать ее происхождение, чтобы искоренить причину этой жестокости в обществе. И это очень серьезное интеллектуальное кино, которое, конечно, просто не надо показывать детям, так как оно очень сильно воздействует эмоционально и вообще может быть просто не понятным, если не иметь за плечами определенного багажа знаний и запаса просмотренных фильмов.

Совсем другое дело с порнографией и ругательной лексикой. Согласно статье 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь, распространение порнографии преследуется по закону. Но ее и легче распознать.

— В эротическом искусстве содержание превалирует над формой, что и является одним из условий его художественной ценности, — объясняет Елена Матус. — В порнографии форма преобладает над содержанием, социально-культурные компоненты и смыслы отсутствуют, что и лишает порнографию художественного достоинства.

Применение табуированной лексики, по нашему законодательству, является хулиганством. А если с экранов кинотеатров — значит, в общественном месте. Поэтому когда герой фильма много раз смачно выругался, есть риск, что в Беларуси этот фильм запретят. Хотя опять-таки, иногда брань нужна именно для создания полноценного художественного образа. Вот как, например, в прекрасном, но запрещенном российском фильме «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. Фильм, по сути, не рекомендован для просмотра из-за проницательного и отчаянного монолога товарища капитана, насыщенного табуированной лексикой, но не лишенного глубокой морали и даже конкретного менторства.

— Почему-то все концентрируют внимание исключительно на запрете распространения порнографии, — говорит Елена Матус. — Сегодня нужно говорить о насилии. Посмотрите, сколько его вокруг: в кино, по ТВ, в СМИ, на улицах! Нужно больше внимания уделять этому вопросу. Сколько случаев, когда жертвами взрослых становятся дети или когда дети проявляют жестокость друг к другу. Сколько у них разной грязи на мобильных, компьютерах, из интернета. Вот это насилие, вот о чем надо говорить!

Кстати, почти 100% фильмов, которые просматривают экспертная и классификационная комиссии, попадают в продажу и на экраны. В прошлом году только 6 фильмов оказались в списке запрещенных к распространению и 47 были ограничены по возрасту категориями Э18 и 4 «звезды». Конечно, наши кинопрокатчики, специалисты с большим стажем, почти никогда не ошибаются и не будут покупать киноленту, которую могут не допустить в прокат. Единственным сюрпризом бывает ограничение по возрасту. Но сегодня, в век компьютерных технологий, вряд ли это серьезное препятствие...

Ольга Чайковская, 9 июня 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=98322