Костелы Минска: сохранившиеся и утерянные

Просмотров: 1383Комментарии: 0

Чтобы узнать о городских тайнах, иногда нужно заглянуть далеко в историю, а иногда — просто открыть (поднять вверх, опустить вниз) глаза. Вместе с историком и экскурсоводом Павлом Дюсековым мы побродили по подземельям столичных храмов, узнали, когда в Минске появилась мода на кафе, и вспомнили про подземные ходы.

Неизвестный Красный костел

Пожалуй, самые красивые представления нашего города связаны с Красным костелом. Построил его Эдвард Войнилович в честь своих умерших детей Симона и Елены. Правда, согласно легенде, Симон и Елена умерли в один момент, но на самом деле сначала, в 1897 году, от скарлатины умер Симон. Через несколько лет воспаление легких унесло и жизнь его сестры. Сейчас слева от входа в храм, там, где с 2006 года покоятся останки Эдварда Войниловича, перевезенные из польского Быдгоща, можно увидеть и плиту с могилы его сына. Это все, что осталось от нее. В 1917 году имение Войниловичей Савичи было разграблено, и вместе с уникальным архивом рода, документами XVII столетия, были уничтожены и захоронения...

В Минске начала ХХ века был только один костел (кафедра Пресвятой Девы Марии, что на площади Свободы) и две маленькие часовни (на Золотой Горке и на Кальварийском кладбище). Во время праздников людям, естественно, этих храмов не хватало. Тогда Эдвард Войнич, возглавлявший Минское общество сельского хозяйства, предложил городскому совету деньги для строительства костела, но — с условиями.

— Первое условие было в том, что он сам выберет место, где будет стоять храм, второе — что он определит его архитектурный стиль, — говорит Павел Дюсеков.

Войнилович много путешествовал и в польском Ютросине увидел костел Святой Эльжберты работы итальянского архитектора Маркони. Он решил построить похожий в Минске. И вот загадка: с первого взгляда не все могут найти различие между нашим современным костелом и его польским «братом». У костела Святой Эльжберты есть плебания (дом священника), а то, что считается плебанией около костела Святых Симеона и Елены, на самом деле возводилось как... дом для органиста.

костёл Святых Симеона и Елены

Костёл Святых Симеона и Елены — один из главных символов Минска

Костел строили с 1905 по 1910 год. Он выполнен из красного кирпича, привезенного из польского Ченстохова. Каждый кирпичик (а их здесь от 8 до 10 тысяч), чтобы не повредить, упаковали в мягкую бумагу и в таком виде транспортировали.

Храм имеет три башни: большую, символизирующую страдания родителей за своих детей, и две меньшие, названные в честь самих Симона и Елены. Мало кто знает, но раньше храм получил и колокола. Их было три: Михаил (назван в честь патрона Могилевского архиепископства Святого Михаила), Эдвард и Симон.

В 1930-е годы храм был закрыт и после этого не работал целых 52 года. Сначала его приспособили под помещение Польского театра БССР. А когда произошло обострение отношений между СССР и Польшей в межвоенное время, актеров театра выгнали, а здание в 1937 г. отдали под главное помещение киностудии «Советская Белоруссия».

В 1991 году храм вернули прихожанам, и с тех пор в нем служит ксендз-магистр Владислав Завальнюк. Много добрых дел было сделано им за это время в пользу Красного костела и верующих. Примечательно, что святая месса чаще, чем здесь, не проводится даже в кафедральном соборе. А еще святыня обрела и свои реликвии: здесь хранится копия Туринской плащаницы (пожалуй, единственная в мире, постоянно открытая для верующих), а также крест и шапочка канонизированного недавно Папы Римского Иоанна Павла II.

Святой Фелициан и турецкие сладости

Нынешняя улица Комсомольская появилась относительно недавно — в самом конце XIX века. Конечно, называлась она тогда по-другому — Фелициановская. Узнать, почему, можно, если пройти по ней в сторону Архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии и заглянуть во дворы. С этой непарадной стороны костела открывается действительно невероятный и... неожиданный вид на храм.

Если хотите увидеть скрытое и оценить подлинное величие особенного белорусского стиля «виленского барокко» — не поленитесь обойти вокруг храма.

вид на Архикафедральный костел со двора. Около деревянной башенки — была часовенка Святого Фелициана

Вид на Архикафедральный костел со двора. Около деревянной башенки — была часовенка Святого Фелициана

Заодно глазам откроется часть храма, которая когда-то была отдельной часовенкой при нем в честь Святого Фелициана — патрона города, от которой и пошло название улицы.

Но вернемся на Комсомольскую. Если стоять у кинотеатра «Победа» лицом к нему и посмотреть направо, взгляд упрется в неприметный (с первого взгляда) белый дом. Он также имеет свою тайну. В конце XIX века в Минск приехал турок Ахмед Офли с женой. Людьми они были бедными и зарабатывали тем, что на Низком рынке (сейчас в районе выхода из метро «Немига» в сторону Дворца спорта) продавали свои национальные сладости. Минчанам они до того нравились, что бизнес Офли расцвел, и в результате они стали первыми, кто открыл в городе сеть кондитерских кафе «Константинопольская». Их в Минске в конце XIX века было четыре, и одно располагалось в том же неприметном белом доме на Фелициановской.

Если вернуться к кинотеатру, то по соседству с ним стоит здание Генеральной прокуратуры. А когда-то на его месте был костел бенедиктинок. В 1870 году храм переделали под женский православный Преображенский монастырь, потом перестроили, а после войны снесли.

Под защитой Пресвятой Девы

Посмотрев на кафедру со стороны апсиды, мы выходим к парадной двери и попадаем в храм. Построен главный сегодня белорусский костел был в 1710 году орденом иезуитов, создавших при костеле коллегиум.

Костел был роскошно украшен, однако с приходом советской власти храм превратили в автомастерскую, и от былой роскоши не осталось почти ничего. После войны его перестроили (снесли башни, сделали четыре этажа, украсили здание классицистическим портиком) и разместили здесь спортивное общество «Спартак».

Первоначальный вид костела стали возвращать в 1990-е годы, когда храм передали обратно верующим.

Однако самая сложная задача, над которой реставраторы бьются и сегодня, — восстановить фрески. А они в кафедре действительно уникальные.

Только представьте себе: вы заходите в храм, а со стен на вас смотрят святые, изображения которых были нанесены еще во времена Речи Посполитой!

Правда, пока фрески Архикафедрального костела восстановлены лишь фрагментарно.

особенность интерьера кафедрального костела — орган и старинные фрески

Особенность интерьера кафедрального костела — орган и старинные фрески

Мы спускаемся в подземную часть храма — низкие своды, ниши вдоль стен, и снова — частично раскрытые фрески. «Рад приветствовать вас в склепе!» — говорит Павел Дюсеков. Его слова — не страшилка для туристов, это действительно склеп. Когда-то самые богатые и добродетельные люди города после своей смерти попадали сюда, между прочим, по собственной воле. Ведь считается, что если над покойником постоянно служится святая месса, душе от этого хорошо. Поэтому те самые ниши в стенах служили для замуровывания в них гробов. И вполне вероятно, что некоторые из них все еще находятся там, не обнаруженные...

Город храмов

— Минск потерял очень много костелов. Перед последним разделом Речи Посполитой здесь их было более 20. Например, на современной улице Революционной находился костел Святого Михаила, который принадлежал ордену бенедиктинцев, монастырь Святой Вероники с костелом, принадлежавший рахитам и множество других, — продолжает рассказ Павел Дюсеков.

Многое из сакральной католической архитектуры столицы не дошло до нашего времени. Например, от современного Святодухова кафедрального собора (который первоначально был костелом в честь Благовещения Девы Марии) еще в начале прошлого века шла улица Козьмодемьяновская, которая вела к костелу Святого Иоанна и монастырю бонифратов. Кармелиты находились около нынешней Петропавловской церкви. Францисканцы и мариавиты — на сегодняшней улице Ленина. Самый большой и красивый в городе доминиканский костел Святого Фомы Аквинского, стоявший у нынешнего Дворца Республики, был разрушен относительно недавно — в начале 1950-х годов, когда рядом поставили памятник Сталину.

Храмы на площади Свободы, в одном из которых, костеле Святого Иосифа, ныне располагается архив научно-технической документации, а второй восстановили под концертный зал, строили бернардинцы в середине XVII столетия. Даже современное Суворовское училище — это многократно перестроенный костел Девы Марии и монастырь шариток.

Раньше храмы всех конфессий в Минске были связаны между собой подземными ходами, чтобы можно было спасаться в них в случае атак. Однако, к сожалению, после Второй мировой войны все эти ходы были уничтожены.

Диана Середюк. Фото автора и Надежды Бужан, 30 января 2016 года. Источник: газета «Звязда»,

в переводе: http://zviazda.by/be/news/20160129/1454089096-zvyazda-prayshlasya-pa-stalicy-u-poshukah-starazhytnyh-zagadak

Читайте также: тайны Красного костела (Костел святых Симеона и Елены). Что расскажут на экскурсии.