Уличные музыканты и их слушатели: балансирование на грани вкусов

Просмотров: 4077Комментарии: 0

Во многих странах мира уличные музыканты являются частью городской культуры. У нас это явление пока не настолько распространено, как, например, в Европе, но время от времени таких исполнителей встретить можно.

Собственное «я» и влияние кумира

Влад Казачонок — студент первого курса БГУ, учится на менеджера-экономиста. Тем не менее жизнь он хочет связать с музыкой, которой «живет».

В этом году Влад собрал свою группу «FоrАbоutFrоm», которая сейчас активно развивается. Желание рассказать людям о своем творчестве и стало одной из причин, по которой Влад с год назад начал играть на гитаре в переходе метро. Что интересно, у парня нет музыкального образования и играет он всего три года, а его учителем по гитаре в свое время был YouTube.

«Конечно, присутствует и денежная сторона, — говорит Влад. — Я студент, у меня не очень много денег, а так я могу заниматься любимым делом и одновременно зарабатывать на этом».

Молодой музыкант признается, что также на него повлиял пример российского исполнителя Noize MC: «Несмотря на то, что это уже настоящая "звезда", он продолжает играть на Арбате».

Деньги — на песнях о войне

уличный музыкантВ выборе репертуара Влад стремится к компромиссу. Его собственная музыка — гитарный рэп — больше нравится молодежи, чем людям старшего возраста. Песни еще малоизвестны, поэтому, когда есть потребность заработать деньги, музыкант переходит на песни о войне, которые нравятся публике.

«Обычно я смешиваю репертуар: играю пять песен своих, две — "на деньги"», — раскрывает исполнитель секреты улично-музыкального маркетинга.

А вообще вопрос зарплаты зависит от многих составляющих: что ты играешь, где, в какое время. За пятнадцать-двадцать минут (больше на одном месте парень не задерживается) можно заработать тысяч тридцать-сорок. Но цифра эта нестабильна: в час пик можно заработать в два раза больше, а иногда — и ничего не получить.

«Наш рекорд — мы играли с ребятами из группы — сто тысяч за полчаса. Нам просто попался веселый дядька в подпитии, который начал танцевать под нашу музыку и положил нам сразу пятьдесят тысяч».

По словам Влада, за день, если играть долго, можно выручить около двухсот тысяч. Но, по мнению музыканта, это не так много.

«Я живу дома, меня кормят, поэтому могу зарабатывать на какие-то личные расходы. А студенты, проживающие в общежитиях, вряд ли смогут прожить на зарплату от уличных выступлений».

Казусы «ремесла»

Бывает, что во время уличных концертов можно попасть и в неприятные, нелепые или смешные истории.

«Мы играли в переходе на станции метро "Автозаводская", — вспоминает Влад. — К нам подошла "банда" человек из десяти, с голыми торсами, бритыми головами, в наколках. Мне как-то уже расхотелось петь. Но они постояли, перекинулись парой слов и ушли. Через какое-то время возвращаются, ставят нам два литра пива и говорят: "Ребята, мы вас уважаем, мы ваши фанаты!" В результате они пригласили нас куда-то выступить, но мы отказались, так как страшновато. Однажды к нам подошел мужчина пожилого возраста и сказал: "Ребята, вы молодцы, я в молодости тоже таким занимался, только мы стучали по коробкам..." Он попросил у меня гитару и сыграл Высоцкого. За одну песню ему дали тысяч двадцать».

Слушатель и солидарность по «цеху»

К уличным музыкантам в обществе отношение неоднозначное, но Влад говорит, что люди реагируют на их выступления преимущественно положительно.

«Со шляпой к людям мы не бросаемся. Я считаю, что это неправильно, выглядит как попрошайничество. Мы даем свободу выбора: вы можете нас отблагодарить за игру деньгами, а можете и не благодарить».

Отношение со стороны милиции к уличным музыкантам тоже разное. Мой собеседник говорит, что конфликтных ситуаций с правоохранительными органами у него никогда не возникало. Если милиционеры просят «покинуть сцену», то культурно.

О «конкуренции» и «разделении территории» между уличными музыкантами Влад знает только понаслышке. Зато отмечает, что есть «профессиональная» солидарность между исполнителями.

«Однажды я играл, ко мне подошел человек и положил деньги. Я не знаю его, просто запомнил. Потом я как-то шел и увидел, что играет тот самый человек, и тоже положил ему деньги. Мы уже довольно часто с ним встречались, но так и не говорили пока. А вообще, всегда, когда вижу уличных музыкантов, стараюсь их отблагодарить деньгами».

«Хотелось бы оценки уровня»

музыкант на сцене с гитаройГазета «Вашингтон пост» провела интересный эксперимент: один из лучших мировых музыкантов Джошуа Белл в час пик в течение сорока пяти минут исполнял сложнейшие произведения на скрипке Страдивари в вашингтонском метро. За это время только шесть человек ненадолго остановились и послушали музыку, еще двадцать, не останавливаясь, бросили музыканту деньги. Зарплата всемирно известного скрипача, которого так никто и не узнал, составила $ 32.

В минском метро вряд ли встретишь «звезду». Разве только однажды в переходе с гитарой «засветился» Солодуха — в качестве розыгрыша. Зато часто белорусские музыканты едут давать уличные концерты за границу.

Андрей Кунцевич работает учителем в минской средней школе № 133. Кроме того, является старшим преподавателем кафедры хорового дирижирования Белорусской государственной академии музыки. В свое время Андрею Алексеевичу пришлось примерить на себя роль уличного певца, только в Германии, так как в Беларуси тогда трудно было найти работу.

«Там к этому люди относятся по-другому: не подают милостыню, а оценивают профессиональный уровень исполнителя, — отмечает Андрей Кунцевич. — Уровень нашей культуры, к сожалению, пока не так высок».

Оно и не удивительно, ведь, по словам Андрея Алексеевича, у сегодняшних школьников убрали из программы многие предметы, необходимые для воспитания культурного облика: нет мировой художественной культуры, музыка преподается только до четвертого класса, и иногда учителями музыки являются те, кто сам ею на должном уровне не занимался.

А что говорит закон?

Пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский пояснил:

– В Административном кодексе нет статьи, которая бы запрещала выступления уличных музыкантов. Но все зависит от конкретной ситуации, поэтому общий вердикт вынести сложно. Влияет много обстоятельств: играет музыкальный коллектив или любитель-одиночка, является это концертной деятельностью или нет. Если музыканты играют за деньги, такая деятельность должна быть как-то лицензирована, но это уже вопрос к налоговой инспекции. Если они не нарушают общественный порядок и их поведение не противоправное, если нет оскорбительного поведения и приставания к гражданам, то претензий со стороны закона к ним быть не должно.

Также важно, где выступают музыканты. Александр Ластовский отметил, что игра в подземном переходе (то есть, в замкнутом ограниченном пространстве) может вызвать давку. В упомянутом случае на выступающих распространяются правила поведения в метрополитене.

Диана Середюк.

P.S. Когда материал уже был подготовлен к печати, мы узнали, что Влад Казачонок участвовал со своей группой «ForAboutFrom» в республиканском конкурсе молодежных рок-исполнителей Rock Junior. Ребята одержали победу в конкурсе, причем сразу в трех номинациях: «Лучшая рок-группа 2013 года», «Лучшая композиция» и «Лучший басист». В составе жюри конкурса были Владимир Пугач (J:Морс), Олег Хоменко («Палац»), Александр Сапега (ex Apple Tea), Александр Сторожук (ex Apple Tea, ex «Ляпис Трубецкой»), Владимир Угольник, Владимир Белов, Петр Елфимов.

16 мая 2013 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=111892