Куда в Беларуси нужно протоптать туристические тропы?

Просмотров: 7504Комментарии: 0

Где живут "сакуны"? Куда нужно протоптать туристические тропы? Какой информации не хватает туристам? И откуда ее черпать? Ответы на эти вопросы можно получить у директора Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси, доктора архитектуры, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН Беларуси Александра Локотко.

Топонимическая карта

— Где надо развивать агротуризм?

— Не одно десятилетие актуальной остается проблема формирования определенного списка исторических деревень. Это не менее важно, чем, например, программа по возрождению малых городов и местечек. Есть ряд населенных сельских мест, которые в комплексе представляют собой уникальные уголки, где присутствуют памятники истории и культуры, народного традиционного искусства, уникальные промыслы и ремесла, где сохранились обряды, сценарии и сюжеты того, что связано с нематериальной, духовной культурой. Так, можно вспомнить об уникальной деревне Наносы Мядельского района. Она неоднократно фотографировалась, описывалась. Еще в начале 19 века она изучалась Яном Булгаком. До сих пор некоторые из зданий сохранились — их можно узнать на старых фотографиях. Там, на острие озерной косы, находится древнее городище. Сейчас Наносы включены в государственную программу "Развитие национального парка "Нарочанский" и в некоторые областные программы. Планируется на ее основе создать этнографическую деревню с живыми усадьбами, культурой, бытом.

Очень интересна деревня Низок Узденского района, где сохранилась уникальная застройка, которая по структуре восходит к периоду волочной реформы 1557 года. С одной стороны здесь расположены жилые дома, с противоположной — хозяйственные постройки. Это родина Павлюка Труса. В Узде сохранилось деревянное здание школы, в которой учился Кондрат Крапива. Недалеко находится и усадьба Наркевича-Ёдки. Эти места должны привлечь к себе внимание еще и потому, что находятся недалеко от Несвижа.

Очень интересны для нас с точки зрения истории деревни на границе Стародорожского, Осиповичского и Пуховичского районов в так называемой "стране сакунов" (это название связано с особым говором местных жителей) – Теребуты Стародорожского района, Клетное Пуховичского, Крамок Осиповичского, Дражно и Подоресье Стародорожского. Например, в деревне Крамок есть усадьбы с хозяйственными постройками, обращенными к улице. Это архаика! Из деревни Подоресье Стародорожского района наш музей древней белорусской культуры собрал богатую коллекцию уникального ткачества.

Необходимо обратить внимание на ряд деревень на границе Житковичского и Петриковского районов — Судибор, Хлупин, Хлупинская Будда, Снядин, Симоницкий Млынок, Рудня Тонежская. Во-первых, это прекрасный полесский ландшафт. Во-вторых, здесь сохранилась традиционная застройка; можно встретить оброчные кресты, богато украшенные ткаными рушниками; здесь сохранились ремесла и промыслы (даже можно увидеть настоящую полесскую пасеку). Можно добраться в тот же Судибор через болото на вездеходе. Кстати, именно здесь снимался фильм "Неруш" в начале 90-ых годов. Все были просто в восторге от этой настоящей нетронутой старины в крае непуганых птиц. Такие деревни — это не просто среда, а среда с людьми, их культурой, что само по себе содержательно.

народный ансамбль в Беларуси

Сохранилась богатая топонимика. Например, в Подоресье Стародорожского района много названий урочищ, улиц. Скажем про такие названия: Волочаевка, Причепиловка (это улицы, которые присоединялись с болот). Заречье — характерное белорусское название, очень распространенное. Потом есть своеобразные названия — например, Жабин кончик, Зыковец. Окрестные урочища, поляны, дороги тоже имеют названия. Некоторые наименования "указывают" направление на соседние поселения — Дрожанское, Житковское, Левковское, Залущина (на Залужье, в сторону Старых Дорог), много названий со словом "святое".

Много деревень с патронимическими названиями (от фамилий поселенцев). Например, Роличи Вилейского района, Судилы Климовичского района. Из последней, кстати, родом Судзиловский — известный географ, путешественник, который даже на Гавайских островах оставил о себе память. Есть деревни, в которых целые группы патронимические: люди с одной фамилией живут на определенных улицах.

Я думаю, что хорошо было бы создать карту, аналогов которой нет. На ней были бы нанесены исторические деревни со всеми названиями урочищ, лесов, камней, родников.

Справочник

— В нынешнем году вышла в свет книга "Туристическая мозаика Беларуси". Может ли она служить пособием, например, для тех же хозяев агроусадеб?

— Безусловно. То, о чем мы вели сейчас разговор, есть в этой книге. Она появилась не случайно, здесь наработки ученых за десятилетия. Например, связанные с работами, вложенными в подготовку и издание книг по истории городов и сел Беларуси, с работой по созданию концепции национального туризма на основе локальных районов туристско-рекреационного типа. В этой книге приводятся сведения о 52 локальных районах комплексного историко-культурного наследия Беларуси, которые выделялись на основе анализа особенностей природно-ландшафтного окружения, системы расселения, застройки, традиционной материальной и духовной культуры. В книге предлагаются наиболее перспективные туристические маршруты. Здесь есть информация и о народных мастерах, народных коллективах, домах ремесел и промыслах, о памятниках, связанных с местами жизнедеятельности известных людей. Определенный материал отражает в том числе и топонимику. Среди этих районов есть и та же "Страна Сакунов", и такой локальный район, как "Погорыньские городки" — Давыд-Городок, Кожан-городок, Городная. Стоит посетить пригород, где находится Выгонощанское озеро, Иваново, Мотоль. Здесь выделены и такие районы как Дрибинщина и Случчина, Тихая Беседь, просторы Логойщины (район между Гайной, Двиносой и Вилией). Из этой книги можно почерпнуть много разной информации. Так, туристы из нее узнают, что приехали не просто в деревню Городная, где уникальные полесские горшки; не просто в Порозово, где чернолощеная керамика; не просто в Лясковичи в Ивановском районе, где тканые рушники; или Огово, где расписные сундуки. Именно не просто. Потому что это определенная территория с особой культурой, речью, определенными традициями. Когда турист знакомится с этим комплексно, ему становится интересно, тогда он тянется к сувенирам, потому что они — отражение определенной традиции. Книга хорошо позиционируется в Российской Федерации, на Украине, количество ссылок на нее уже несколько тысяч.

— Что необходимо для того, чтобы хозяева агроусадеб взаимодействовали с носителями традиций?

— Я полагаю, что владельцам агроусадеб можно было бы помогать. В каждом районе есть хотя бы один специалист по охране историко-культурного наследия. Он мог бы составить местный перечень этих усадеб, предложить их владельцам свою методическую помощь, рассказать про народные коллективы, обряды, про мастеров. Есть много наработок по областям, благодаря которым хозяев агроусадеб можно обеспечить содержательным материалом. Чтобы они, в свою очередь, не придумывали какие-то байки для туристов, и чтобы не было каких-то надуманных вещей, мне например, приходилось сталкиваться с таким, что просят: "Придумайте нам какого-нибудь Зюзю".

Методист может посоветовать владельцу агротуризма, кого из ближайшей местности можно пригласить спеть, сыграть на народных инструментах. Сообщить, где живут мастера, которые могут сделать сувениры (например, мастер по плетению, гончар, кузнец или плотник) или оригинальную мебель для той же усадьбы.

Надо продуманно подходить к использованию местных ресурсов. Если это организовать полностью по стране, все выливается в стройную политику в развитии местного туризма. Причем это будет на пользу не только хозяину усадьбы. Это будет способствовать сохранению и развитию традиционной культуры. Те же народные мастера, коллективы будут чувствовать постоянное внимание, что будет сказываться на преемственности традиций, сохранении сюжетов, сценариев и их дальнейшей трансляции. Скажем, в тех же Житковичах, где празднуется Юрьев день, в той же Ветковщине и других районах, где есть известные коллективы, замечено, что традиции будут передаваться.

— Фестивали привлекают внимание к традициям детей и молодежи?

— Вспомним такой обряд, как "Колядные цари". Конечно, это хороший положительный пример для местного окружения, важный для возрождения традиционной духовной культуры определенной местности. Очевидно, что на этот фестиваль сходится вся деревня и гости из соседних, люди приезжают из райцентра, а иногда, когда узнают, едут даже из Минска и других больших городов. Заводилами и центром действия являются настоящие носители, а к ним присоединяется и молодежь. Она несет факелы, танцует. Но здесь очень важно создавать условия для сохранения аутентичности. Есть опасность перерождения этого всего в псевдонациональные формы, когда появляются ненужные, несвойственные "детали", поведение (например, бабушки машут в объектив фотоаппарата ручкой, а маски делаются из папиросной бумаги). Если не работать над сохранением аутентичности, то на широкое мировое признание обряда как материально-духовного наследия рассчитывать не стоит.

— Какие фестивали нужно посетить, чтобы посмотреть и понять, что такое Беларусь?

— Приведу пример фестиваля на Ивановщине "Мотольские сладости". Конечно, здесь есть и свои проблемы, недостатки. Зато хоть отбавляй энтузиазма, большой выбор и участников, и форм.

Краеведческие тропы

— В Беларуси много прекрасных мест, но кто сможет познакомить с ними туриста на местном уровне?

— Считаю, что краеведческий туризм должен опираться на школы. При образовательных учреждениях есть школьное краеведение (если нет, это плохо).

Школьники в археологических раскопках принимают участие, в походы ходят.

Между прочим, раньше в Советском Союзе была такая практика, правда, немного заидеологизированная. Походы проводились по местам боевой и трудовой славы. У латышей, например, в советское время это было поставлено на более широкую основу, так как там не только путешествовали по местам боевой славы, но и ходили по хуторам, знакомились с хозяевами, которые угощали сыром, поили молоком, показывали быт, строения, этнографические вещи. Сейчас в школах это надо развивать, что будет полезно и для краеведческого туризма. Желательно, чтобы в каждой школе или местном Доме культуры существовали местные краеведческие музеи. Да, есть коллекции в Могилевском краеведческом музее, но это абсолютно ничего не дает для туриста, посетившего Чаусы, или, например, Климовичский район. А от Хотимска до Могилева 200 километров. Поэтому в Хотимске должен быть свой музей, в котором можно узнать об этой местности. Необходимо продумывать краеведческие тропы. В завершение экскурсии, например, человек должен что-то увидеть: это может быть памятник или собранная в местном музее коллекция (народный костюм, ткацкие изделия и др.).

— На туристов из каких стран Беларуси нужно делать ставку?

— Приходится бывать в Гродненской и Брестской областях — там часто можно встретить туристов из Прибалтики, в различных регионах также встречаются туристы из Польши. Путешественники из Германии любят по Полесью прокатиться, причем остановиться не где-нибудь в агроусадьбе, а в совсем не оборудованном месте. Главными для нас являются туристы собственные и европейские.

— Что нужно сделать, чтобы самим белорусам было интересно в нашей стране? Может, у нас люди еще не осознали, что туризм — это не только отдых, но и познание? А туристические организации пока думают только о том, как быстро заработать деньги?

— Не думаю, что отношение к туризму как к средству доходов будет определяющим. Тем, кому нечего показать, останется только одно — строить турбазы около крупных транзитных дорог. А для того, чтобы туризм развивался, нужно расширять и продвигать знания об историко-культурном наследии страны, причем, в первую очередь, знания о локальных территориях, об этих краях сакунов, вичинских полянах, о Тихой Каспле, Россонщине. Мне приходилось получать письма, от людей, которые во время отдыха путешествовали по Беларуси, и им нужна была только информация.

Елена Дедюля, 19 октября 2011 года.

Газета "Звязда", оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=87531&idate=2011-10-19