Выставка Владимира Прокопцова «Мое Время» в Национальном художественном музее Беларуси

Просмотров: 12341Комментарии: 0

8 августа в 8 часов и 8 минут в Национальном художественном музее Беларуси состоялось открытие персональной выставки Владимира Прокопцова по случаю его 55-летию со дня рождения и 10-летия директорской деятельности. На выставке было представлено 8 произведений автора за последние 8 лет.

Время от времени художник испытывает потребность остановиться, оглядеться вокруг, посмотреть, что и как сделано, выверить курс, чтобы двигаться дальше. Для этого и существуют выставки, которые дают ответы на многие вопросы.

В этом отношении сама идея организации выставки Владимира Прокопцова «Мое Время» — оригинальная и необычная художественная акция. Автор стремился показать и передать ощущение своего творчества во времени, освобожденном от привычных стереотипов и традиционных ритуалов. Он остался в душе романтиком, несмотря на свое служебное и общественное положение, которое, безусловно, требует определенного прагматизма.

Живопись для него — это способ и возможность проявить и выплеснуть на холст напряженность своих чувств и мыслей. Картины Владимира Прокопцова — сплав субъективно-лирического и рационально-прагматического начала. Это единство помогает созданию полнокровных образов, делает их эстетически весомыми. Организатор и аналитик дает ему возможность создать композицию, наполнить ее смыслом. А лирик и романтик вкладывает в нее эмоции, душевное тепло, что делает образ более многогранным. Обе эти ипостаси не мешают друг другу, они умело сбалансированы и гармонично уравновешены.

Представленные на выставке произведения автора — свидетельство постоянного творческого поиска и самосовершенствования. Он расширяет горизонты, его художественное видение обретает черты универсальности. Мимолетный образ, совсем незначительная подробность или деталь возвращают нас к воспоминаниям о чем-то уже полузабытом, побуждая размышлять над глубинным смыслом явлений природы.

В романтических, порой сентиментальных живописных полотнах открывается окрашенное ностальгией и подправленное долей рациональности обаяние полузабытых представлений о добрых и искренних чувствах, старых и простых истинах. Изредка прорывается в его произведениях чувство горького разочарования. Однако композиции художника далеки от морализаторства, они лишены пафоса, в них автор предпочитает лиричность и задушевность.

Художник часто обращается к пейзажу, который является для него жанром не описательным, где детали заслоняют главное. Его живопись — это эхо памяти, которое время от времени звучит в изображениях. Реальность для мастера отходит все дальше, видится сквозь мечтания субъективных ощущений. Из обычных, повседневных сторон действительности он может извлечь значительные обобщения, сделать акцент на актуальных проблемах современности. Мир, увиденный в далеком детстве, воссоздан, как сон. На нем — отпечаток идеализации, сказочность и простота. Художественный язык раскрывает авторскую игру воображения, он полон намеков, насыщен интеллектуальным содержанием.

Для творчества Владимира Прокопцова хронология не важна, хотя за прошедшие десятилетия произошли значительные сдвиги в общественном сознании, претерпела определенные изменения духовная жизнь и культура. Его поэтическая душа в этой суете перемен не только смогла сохранить, но и утвердить себя. Для него всегда были важны собственные убеждения: он предпочитал сохранять дистанцию между субъективным миром творчества и окружающей действительностью. А для нас, зрителей, главным остается образ художника, который вырастает из его произведений. Картины Владимира Прокопцова гораздо больше говорят о времени и личности автора, чем любые словесные интерпретации. Именно в художественных произведениях и проявляется истинная личность их создателя, поскольку здесь он наиболее непосредственный и искренний. Создавая вымышленный мир на основе реальности, мир, в котором живет его душа, мир, наполненный искренними эмоциями и чувствами, художник предстает в своем истинном обличье.

Художник Владимир Прокопцов ведет неповторимую мелодию, оставляя свой след во времени, перелистывая перед зрителем страницу за страницей захватывающей книги, имя которой — творчество. Одна из первых картин Владимира Прокопцова называлась «PRESENT INDEFINITE», что означает «настоящее неопределенное», но данную выставку можно обозначить как «PRESENT INFINITY» — «настоящее бесконечное».

Валерий Жук, доктор искусствоведения, 28 августа 2008 года.

Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1219995979&archive=1220516672&start_from=&ucat=6