Погасшие звездочки Отечества: Волковыск

Просмотров: 4113Комментарии: 0

Старейший из городов Беларуси (летописный Волковыескъ возник в конце Х века, а впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом как крепость) богат достопримечательностями. Отсюда в большой мир вышли писатели, художники, ученые, просветители, генералы... Кто-то год от года возвращался. Кого-то чужая страница покорила навсегда. Как, например, русского писателя Всеволода Никандровича Иванова (был еще и Чеславович). Он родился в Волковыске в 1888 году. Прожил почти 90 лет. А сколько попутешествовать успел по миру! В 1922-1945 годах жил в Китае. Из тех путешествий — и книги: "Тайфун над Янцзы", "Путь к Алмазной горе", "На нижней Дебре" да и много других повестей, рассказов, которые выходили и в Москве, и в Хабаровске, и в Южно-Сахалинске. Интересная судьба у литератора-земляка. Начинал со стихотворений. Вслед за белой гвардией эмигрировал в Китай. Редактировал эмигрантскую газету "Гун-бао". В Харбине и Токио на русском языке увидели свет его стихотворные книги "Огненная душа", "Сонеты", "Беженская поэма", "Поэма еды". Последняя из них выходила четыре раза. Наибольшую известность все же получил как журналист. Отдельными изданиями вышли его книги "В гражданской войне" (1921), "Ленин" (1928), "Крах белого Приморья" (1921), "1905 год" (1929)... В 1931 году принял советское гражданство. Работал в Харбине как корреспондент ТАСС. А вернулся в Советский Союз в 1945 году. И все время потом жил в Хабаровске. Один поэт, который сейчас живет в Минске, был знаком с Ивановым по Хабаровску. И вот что он записал в своих воспоминаниях под впечатлением книги Всеволода Никандровича "Туман над Россией", изданной после смерти нашего волковысского земляка: "... Газетные статьи и очерки. Многие, очевидно, писались в номер. Но в то же время интересны и злободневны. И в целом, какой умный взгляд на прежнюю Россию, на ее исторические судьбы, на гражданскую войну, эмиграцию. Последнее — в особенности.

Нет, для него "Россия", "Родина" не были пустыми словами. Потому и вернулся, как только представилась возможность, и, будучи достаточно уже известным писателем, нашел в себе силы начать все с нуля (поступил в КрайТАСС рядовым сотрудником).

В книге этой редкая эрудиция сочетается с мощным темпераментом, глубиной и самостоятельностью суждений. Могу себе представить, что чувствовал В. Н., глядя на нас, общаясь с нами, — малообразованными, воспитанными в духе "всепобеждающего учения" газетерами!

Он был осторожен: знал, с кем имеет дело. Но всегда умел найти способ выразить свою — принципиально отличающуюся от нашей — точку зрения по многим вопросам: от исторической роли Петра I до творчества Гоголя и Щедрина. Однажды, не помню теперь по какому поводу, мы с ним заговорили о революции. И вдруг взлетела вверх густая наполовину седая бровь. В. Н. по-заговорщицки наклонился ко мне и с улыбкой произнес: "А дело-то Христово, Саша, не осуществилось — нет!" 

В Волковыске самое время открывать литературно-художественный музей. Писателей и художников, родившихся в городе и окрестностях, — бесчисленное множество. Одна только личность Станислава Жуковского (он родился в имении Ендриховцы в мае 1875 года) чего стоит. В 1907 32-летнему живописцу было присвоено звание академика. Пейзажи "Неман", "Лес. Папоротник. Запад", "Лунная ночь", "Ледоход на Немане", "Речка в Полесье", "Река Вилейка" и сейчас считаются образцами жанра. С 1917 года Жуковский жил в Польше. В 1944 погиб в фашистском концлагере Прушкув.

Волковыск — родина артистки кино, театра, эстрады Янины Жеймо. Пережив ленинградскую блокаду, другие перипетии Великой Отечественной войны, она в 1957 году эмигрировала в Варшаву. А внимательному кинозрителю старшего поколения Янина Болеславовна должна запомниться по ролям в фильмах "Приключения Корзинкиной", "Горячие денечки", "Враги", "Шел солдат с фронта", "Подруги"... В планируемом волковысском музее истории литературы и искусства, очевидно, найдется место и жизнеописаниям писателей-земляков Эугениуша Кабаца, Тадеуша Зенкевича, Ларисы Гениюш, Якова Рабиновича, Лидии Яловчик, Герцеля Новогрудского, артиста театра кукол и театроведа Михаила Колодинского, поэтесс Тамары Мазур, Людмилы Кебич (сейчас она возглавляет Гродненское областное отделение Союза писателей Беларуси), публициста Ивана Хлебцевича, художников Вячки Телеша (заметим, и исключительного коллекционера, филокартиста), Людмилы Петруль, Павла Врублевского, Николая Крюкова, дизайнеров Александра Кривенко, Николая Пупко, балетмейстера Евгения Штоп... за многоточием, поверьте, может последовать упоминание еще о доброй дюжине лиц, чей след в искусстве надолго останется заметным. А музей такой мог бы объединить устремления многих волковысских краеведов в исследовании прошлого края через судьбы легендарных земляков. Иногда случается, что знаем мы либо не всех земляков, либо не всех достойных внимания соотечественников. А знание это носит характер поверхностный, кочует из одной энциклопедии в другую. Сделав большое дело по восстановлению исторической памяти через написание и издание историко-документальных хроник "Память", мы должны пойти дальше.

Вот возьмем, например, судьбу русского писателя Герцеля Новогрудского. Еще недавно его детскими книгами зачитывалась малыши всего Советского Союза. Повести, рассказы "На маленьком острове", "Дик с 12-й нижней", "Письма дяди Егора", "Индейское зерно", "Маленький Тиук едет в Москву", "Пещера Батикава", "По следам Тау", "Большая жемчужина" имели широкий резонанс. А еще сразу после войны была написана книга о Дмитрие Карбышеве. В Великую Отечественную наш земляк работал в газете "Красный флот". Мне кажется, что любое из сегодняшних белорусских издательств могло бы восстановить творческое наследие Герцеля Новогрудского. Но, как во всех хлопотах, нужна инициатива. И земляков из Волковыска, полагаю, — в первую очередь.

Александр Карлюкевич, 17 мая 2007 года.

Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1179401650&archive=1180098574