Она знает о музыке очень много и с интересом наблюдает за всем, что происходит в этой сфере, черпая в мелодиях энергию для жизни. Предпочитает симфоническую музыку и рок-баллады, романсы, джаз. Ей по душе, когда жизнь не зависит от распорядка, ей нравятся книги, кино, путешествия на автомобиле, старинная архитектура. Так как в этом во всем творческая личность способна услышать свою неповторимую музыку. О формировании музыкального вкуса, роли индивидуальности и мечтах о большой сцене руководитель музыкального вещания Белорусского радио Татьяна Якушева рассказала «Звязде» вне эфира.
— В одном интервью вы сказали: «Даже в смелых мечтах я не могла представить, что буду работать на радио». В какой профессии видели себя?
— Да, в юности меня не то что мечты, но даже мысли такие не приходили, хотя журналистика привлекала всегда. Правда, она мне казалась недостижимой, даже элитарной профессией, где нужно не только желание, но прежде всего призвание. А поскольку в детстве довольно сложно разобраться в своих увлечениях, то и журналистика осталась на уровне одного из многочисленных желаний. Я училась не только в обычной школе, но и музыкальной, где мне все нравилось и легко давалось. Это и повлияло на выбор профессии, который поддержала мама. Я поступила в музыкальное училище, потом в консерваторию, после этого некоторое время преподавала в Молодечненском музыкальном училище, Минском колледже искусств, пока его величество случай не повернул мою жизнь в другую сторону. Честно говоря, я не жалею. Ведь благодаря этому воплотила то, к чему интуитивно стремилась в детстве — стала музыкальным журналистом.
— И как оказались на радио?
— Во многом благодаря композитору Дмитрию Долголеву, который в свое время работал там. Он знал, что руководство ищет музыкального редактора, и предложил мою кандидатуру. Безусловно, я волновалась и не сразу решилась на такой смелый шаг. Испытательный срок, во время которого я сама убедилась в правильности решения, длился не более месяца, и в мае 1996 года я начала работать в штате музыкальной редакции Белорусского радио.
— Могли бы вспомнить самые яркие и важные встречи, которые подарила вам работа на радио?
— Не хотелось бы что-то отдельно выделять, ведь каждая встреча по-своему на меня повлияла и оставила след в душе. В этом и прелесть профессии — встречаться с абсолютно разными людьми, видеть их не только на сцене, но и в других обстоятельствах. Случается, такие встречи и приятно удивляют, и разочаровывают. На своем опыте могу подтвердить — чем талантливее человек, чем больше он достиг в своей профессии, тем внимательнее он относится к другим. Возможно, потому, что прекрасно знает цену настоящему успеху. Например, известный музыкант, дирижер Владимир Федосеев, который за дирижерским пультом богатырь, человек могучей воли, во время разговора оказался скромным, мягким, нежным. Правда, это в основном касается представителей академических жанров, так как среди эстрадных артистов честолюбие и вера в собственное совершенство — довольно распространенные явления. Недаром шоу-бизнес называют «ярмаркой тщеславия». Почему-то европейские «звезды» сцены более доступны и просты в общении, чем российские. Отличаются в поведении и представители молодого и старшего поколений. В любом случае, какие впечатления не оставляли бы такие встречи, я их одинаково ценю, потому что это очень ценный опыт.
— Когда вы начинали работать на радио, вашим критиком была мама. А теперь к чьему мнению такого рода прислушиваетесь?
— Ко всем. Абсолютно нормально отношусь к критике. Мои передачи часто слушает муж, которого я даже специально прошу делать замечания. Мнение заинтересованного человека, который искренне указывает недостатки, помогает объективно посмотреть на себя.
— Знаю, был период, когда вы преподавали. А не приходилось ловить себя на мысли: «Я могла бы оказаться на большой сцене»?
— Мне думается, что такие амбиции более присущи современной молодежи. В мое время попасть на большую сцену было намного сложнее. Необходимо было не только желание, но и уверенность, что это действительно призвание, что без сцены жизнь — не жизнь. Это сейчас, благодаря в том числе и многим кастингам молодым людям кажется, что стать «звездой» очень легко и просто. Но о том, что это призрачный успех, свидетельствует быстрая смена так называемых «звездочек» на эстрадном небосклоне. Я мечтала о карьере артистки, о дальних путешествиях. В юности моими настольными книгами были «Ветка сакуры» и «Корни дуба» известного журналиста-международника Всеволода Овчинникова, а также его очерки о разных странах мира. Поэтому можно считать, что подсознательно у меня было желание заниматься международной журналистикой.
— Какую роль играет музыка в вашей жизни?
— Музыка со мной всегда. Я часто посещаю концерты, спектакли, стараюсь не пропускать значимые культурные события. Хотя со временем, к сожалению, это стало для меня уже не праздником, а работой, даже тогда, когда я иду на тот или иной концерт просто для души. Признаюсь, иногда вспоминается поговорка «лучшая музыка — это тишина».
— Музыкальный вкус ребенка формируется родителями либо его собственными интересами?
— Считаю, что родители играют основную роль в воспитании в том числе и музыкального вкуса. Безусловно, молодые люди проходят через возрастные увлечения, интересы, но стержень, заложенный в детстве, остается. Лично на меня большое влияние оказала музыка, которую слушала мать. У нее была коллекция пластинок, но чаще всего в доме звучали вальсы Штрауса.
— Какие впечатления оставляет работа над проектом «Молодые таланты Беларуси»?
— Проект требует много времени, сил, внимания, но приносит настоящую радость, особенно во время конкурсных прослушиваний, когда Дом радио наполняется детскими голосами. Это как дуновение свежего ветра, аромат пестрого лета, радуга после дождя. Впечатляет преданность творчеству, искренность, безграничная любовь к музыке, ответственность, с которой готовятся конкурсанты. Все это вызывает желание поддержать молодых в их поисках и дает силы работать дальше.
— Какие перспективы открывает этот конкурс?
— Считаю, что перспективы каждого человека зависят в первую очередь от него самого. А наш конкурс дает шанс молодым людям показать свой талант и мастерство не только перед жюри, но и заявить о себе в радиоэфире, куда попадают все, кто проходит во второй и третий туры. Более того, победители получают право на активную ротацию, что соответственно способствует открытию новых перспектив. Полагаю, что для новичков это самая важная награда.
— Отслеживаете ли вы дальнейшую судьбу лауреатов? Может, как-то способствуете их профессиональному становлению?
— Безусловно, мы следим за их судьбами, радуемся успехам, рассказываем в эфире о новых победах. Мне приятно, что по итогам прошлого года шесть наших лауреатов отмечены стипендиями и премиями специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Безусловно, это серьезный стимул для дальнейшего развития и профессионального становления. Некоторые первые победители конкурса уже ярко заявили о себе в профессии. Например, Алена Ланская успешно работает на эстраде, Владимир Дмитрук с недавнего времени солист Академии Пласидо Доминго при Лос-анджелесской опере, Влада Бережная продолжает совершенствовать свое мастерство игры на скрипке в Германии, ведет активную концертную деятельность. И это только несколько примеров удачной карьеры, к которой относится и наш конкурс.
— Чего, по вашему мнению, не хватает сегодня молодым артистам?
— Главное в музыке, как и в любом искусстве, независимо от жанра — индивидуальность. Но в полной мере она раскрывается со временем. Безусловно, на это влияет окружение, а также желание оставаться самим собой. Следует признать, что молодые эстрадные исполнители часто стремятся быть похожими на зарубежных «звезд». К сожалению, они не понимают, что таким образом теряют себя. Поэтому одно из обязательных условий нашего конкурса — исполнение произведения белорусского композитора и белорусскоязычной песни. Мы считаем, что национальная основа — лучший способ для раскрытия индивидуальности. Всем молодым я посоветовала бы не только учиться на примерах известных личностей, но и внимательно слушать себя, чтобы на опыте других найти свое место в музыкальном пространстве.
— Если брать детский конкурс «Евровидение», то наши дети часто в лидерах. Почему так не всегда происходит со взрослыми конкурсантами?
— Я часто сама себе задаю этот вопрос. Думаю, дело в том, что все дети непосредственные, они ничего не разыгрывают, они такие, какие есть. Но со временем все сложнее не поддаваться каким-то влияниям, моде, что и ведет к потере индивидуальности.
— Вопрос профессионализма сегодня еще остается актуальным для белорусской эстрады?
— Вопрос профессионализма актуален всегда, так же, как и вопрос профессионального образования. Некоторые эстрадные артисты гордятся тем, что не знают нот. С одной стороны, прекрасно, что природа подарила им хороший музыкальный слух и вкус. Но это только вершина айсберга. Профессиональное образование, помимо необходимых знаний, дает возможность работать над собой, искать творческие идеи, видеть и раскрывать свой потенциал. Все великие музыканты, даже пресловутые самоучки, постигали тайны профессии не только на собственном исполнительском опыте.
— Что же для вас является показателем качественной музыки?
— С одной стороны, это время, которое оставляет в наших сердцах только самое лучшее и достойное внимания, с другой — все, что сделано с душой, наполнено энергией, которую невозможно объяснить, но легко почувствовать.
Елена Драпко, 13 июня 2014 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2014/06/43048.html