Начало: по святым следам Беларуси: необычные камни в Мядельском и Вилейском районах.
В Беларуси много необычных камней, которые шьют, лечат, рассказывают. Разумеется, в легендах.
Шла Богоматерь
Когда-то Бог рассердился, что люди не соблюдают заповеди и решил их уничтожить, чтобы родилось новые, безгрешные. В наказание на людей он наслал потоп. Но несчастных пожалела Богоматерь. Спустилась с неба, и потому, что везде была вода, шла по камням, которые торчали из воды. Там, где она ступала, остались следы. Такое предание сохранилось в деревне Конюхи Берестовицкого района. Но про легенды, связанные с отпечатками на камнях, рассказывают по всей Беларуси. Причем иногда на камне следок может быть не один. Так, исследователи из этноисторического центра "Явор" в Каменецком районе на камне, что лежит посреди поля, рядом с более большим следом увидели маленький — по преданию, здесь вроде бы Богородица была с младенцем. Есть на камне и маленькая дырочка — след от посошка. Предание рассказывает, что в жаркий день жнецы очень хотели пить и никак не могли найти источник. Вдруг заметили женщину с ребенком, которая сказала, что не надо искать, потому что рядом есть источник. И потом женщина исчезла.
Другое предание упоминает Матерь Божью, которая спускалась на землю, бродила, в болотце испачкалась и стала просить Бога, чтобы помог ей найти родничок. А как умылась, стала на камень, оттолкнулась и полетела. В последнем предании, между прочим, Матерь Божия очень приближена к человеку, так как тоже нуждается в помощи.
А вот валун в деревне Сенежицы Новогрудского района сохранил следы и Богородицы, и черта, который за ней гнался. Причем многие паломники, которые в разные времена шли к этому камню, след Богородицы целовали, а в след черта плевали. Кстати, к камню ходят и сейчас.
Таких камней в Беларуси много. Ходят к ним люди еще с дохристианских времен. И поэтому камни свидетельствуют не только про богатую фантазию наших предков, но рассказывают и про его духовную культуру. Причем, как отмечали зарубежные исследователи, которые изучали культуру и традиции Беларуси в XIX-XX веках, именно в нашей стране наиболее сохранившаяся древняя "информация". И кто знает, может, если ее проанализировать и расшифровать, удастся не только узнать про мировоззрение наших предков, но и понять кто мы, белорусы, такие, в чем наша особенность.
Наказания
Неудивительно, что культ камней не исчез с приходом христианства, не смогли с ним "разобраться" и советские власти. Когда было запрещено ходить к камням, люди шли к ним ночью, молились. Правда, в советское время много камней было уничтожено: их разбивали или взрывали, спихивали в канавы и реки.
И это несмотря на то, что люди верили, что такие камни нельзя трогать, сдвигать с места, класть в фундамент дома. Может, не случайно появились легенды о том, что дом, в фундамент которого положили такой камень, покрылся плесенью и гнилью (дело в том, что камень связан с влагой, довольно часто рядом с камнем находится источник). Тем, кто сдвигает камни с места, ночью появлялись разные призраки, привидения, которые просили вернуть все на место.
К камням ходили даже дочери магнатов ВКЛ, чтобы попросить себе женихов. Между прочим, приходилось слышать рассказы, что и в наше время такие камни помогают людям найти себе пару. Люди ходят к ним лечиться, у них просят помощи женщины, которые не могут забеременеть. Такая просьба подкрепляется пожертвованиями: на камни кладут конфеты, хлеб, деньги. В Дятловском районе у деревни Горка лежит большая глыба. В ней — трещина, через которую нужно проползти три раза, чтобы избавиться от болезней. Предание рассказывает, что раньше проход под камнем был значительно большим: здесь даже можно было проехать на лошади. Между прочим, это один из немногих камней, куда люди ходят со священником. Церковь признала культы святых источников, а культы камней многие церковные служители не поддерживают.
Между тем многие культовые камни и в настоящее время хранятся в храмах. Иногда капельницы, которые уже стали ненужными, можно встретить возле храмов. Бывает, что древним свидетелем истории находится и какое-либо новое применение: например, в них сажают цветы.
В Беларуси много преданий о том, что камни когда-то были живыми существами. Люди и животные превращались в камень в наказание за работу на Пасху.
— Пасха — большой христианский праздник. Но я думаю, что когда-то в это время отмечался и языческий праздник, потому что отсюда начинался новый год, считалось, что земля просыпается и ее нельзя трогать. Видимо, были и языческие обряды, после которых разрешалось начинать работу на земле, — рассуждает исследовательница традиционного наследия белорусов, журналист, публицист Ирина Климкович.
В камень превращались пахарь и его волы, а иногда и жена. Так, в верховьях Вилии лежит камень Степан. По преданию, однажды крестьянин пахал на Пасху, жена принесла ему в поле обед, начала ругаться и в сердцах выпалила: "Чтоб ты камнем стал". Ее муж окаменел, а женщина превратилась в сосну, которую стали называть Кулина.
Легенды осуждают и алчность. Так, будто Бог в виде нищего приходит в деревню, просится на ночлег. Но люди все попадаются ему недружелюбные. Только бедная женщина пускает в свой дом и делится последним. Нищий велит женщине идти за ним и не оглядываться. Но та, слыша шум и крики людей, оглядывается — и в тот же момент превращается в камень. На месте же деревни появляется озеро.
Вам не кажется, что в легендах зашифрован менталитет народа? А может, это было и поучение для подрастающих поколений?
В преданиях указывается и отношение к богатству. Довольно часто богатые люди являются в них объектом осуждения. Считается, что их богатство добыто нечистым путем. Неслучайно существуют предания о том, что сокровища, которые якобы спрятаны под камнями, зачарованные, и тому человеку, который их найдет, счастья не будет.
Многие камни, которые находятся в низинных местах, возле болот, считаются чертовыми. Говорят, ночью возле такого камня может появиться черт, который будет водить человека. Иногда черт принимает вид барчука и людей, которые поздно возвращаются с гулянки, зовет играть в карты. Причем бедолаги могут заиграться до того, что проиграют одежду. А если уж доходит до игры на душу, то от большого греха их спасает пение петухов...
Кто живет в камне?
Сегодня известно о нескольких тысячах камней, но информация собрана о более чем полтысячи. И сведения продолжают накапливаться. Так, по собранной в экспедициях информации, в издательстве "Белорусская наука" вышла книга "Культовые и исторические валуны Беларуси", авторы которой А. Карабанов, В. Винокуров, Л. Дучиц, И. Климкович. Причем из нее можно узнать про камни как геологическое явление, так и про легенды, связанные с различными камнями: следовиками, окаменевшими существами, сапожниками, чертовыми и т.д.
Возможно, книга пригодится экскурсоводам и хозяевам усадеб, писателям, режиссерам. Неплохо было бы, чтобы старые легенды нашли воплощение в кинофильмах и мультфильмах. Причем сюжеты здесь такие, что любой создатель фэнтези позавидовал бы белорусам — потомкам такого творческого наследия.
Чего стоят камни-сапожники, камни-портные! Как вам такой сюжет? Одно из таких преданий связано с камнем в деревне Гоголевка Чашникского района. Люди верили, что в камне жил змей, который был портным. Иногда змей превращался в прекрасного юношу и летал через озеро на свидание к пастушке. Однажды он устал, положил девушке голову на колени и попросил, чтобы она разбудила его, когда на небе появится облако. Но девушка не разбудила змея (по одной из версий она прикорнула, по другой — якобы парень ей надоел). Портной проснулся, когда началась гроза. Раздосадованный, он ударил любимую по щеке и бросился бежать к своему камню. Но гром убил змея. Начался большой ливень. Чтобы остановить дождь, нужно было закопать змея, но как его ни хоронили, он все оказывался на поверхности и снова начинался ливень. И так было, пока не вспомнили, что землю на могилу змея должны наносить малые дети (по другой версии, нужно было запрячь в лапоть петушка). Этот камень и сегодня ценится. Некоторые жители утверждают, что была даже фотография змея, когда он превращался в юношу. Насколько же верят в эту древнюю легенду, что представляют, будто все происходило совсем недавно!
Говорят, что если к камням-сапожникам приложить ухо, можно слышать стук швейной машинки или молотка. Камням нельзя приказывать, ведь тогда они могут пришить рукава не там, где надо, или вообще перестать шить. Вот только одежду или обувь, которые шьют камни, можно надевать на вечеринки, в трактир, но только не в храм, потому что там все расползается на куски. Может, в таких представлениях отразилось столкновение христианской религии и языческих верований? Все же игрища, хороводы, какие-то инсценировки — это элементы древних обрядов.
Елена Дедюля. Фото автора, 23 сентября 2011 года.
Газета "Звязда", оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=86359&idate=2011-09-23